сообщаем следующее: Обнаружение факта недостачи товаров при транспортировке является основанием для проведения инвентаризации. Результаты проведения инвентаризации отгруженных, но не дошедших до покупателя товаров, могут быть зафиксированы в акте инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ-4).
Стоимость утерянного во время транспортировки к покупателю товара следует отразить следующим образом:
Дебет 45 Кредит 41 – отражен факт передачи товара для транспортировки.
Дебет 94 Кредит 45 – отражена недостача товара на основании результатов проведенной инвентаризации и документов, полученных от покупателя (например, акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-2).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении порчу и недостачу товаров
Порядок оформления и отражения в бухучете потерь от недостачи (порчи) товаров зависит от момента обнаружения факта недостачи (порчи):
- после постановки товаров на учет;
- до постановки товаров на учет (например, при их приемке).
Инвентаризация: выявление недостачи и порчи
Обнаружение факта недостачи (порчи) товаров является основанием для проведения инвентаризации (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Исключением из этого правила является недостача (порча) товаров, выявленная до постановки товаров на учет. Факт недостачи (порчи) может быть выявлен и в процессе инвентаризации, проводимой по иным причинам.
По своему желанию организация может провести инвентаризацию товаров в любой момент. Однако есть случаи, когда инвентаризацию необходимо провести в обязательном порядке:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально-ответственных лиц (например, заведующего складом, кладовщика);
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи;
- при возникновении форс-мажорных обстоятельств (например, стихийных бедствий);
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством (например, при продаже предприятия как имущественного комплекса) (ст. 561 ГК РФ).
Такие правила установлены в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
О том, какие условия должны быть соблюдены при проведении инвентаризации товаров, см. таблицу.
Для документального оформления проведения инвентаризации товаров можно использовать следующие типовые формы:
- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
- акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ-4);
- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ-5);
- акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № ИНВ-6).
При оформлении результатов инвентаризации необходимо составить следующие документы:
- сличительная ведомость по форме № ИНВ-19;
- ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по форме № ИНВ-26.
Об этом говорится в разделе 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88, и впостановлении Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26.
Более подробно о заполнении этих форм см. в таблице.
Инвентаризация: уценка и списание
При выявлении факта порчи товаров организация может:
- уценить товары для дальнейшей продажи;
- списать товары (если они не подлежат дальнейшей реализации).
Если организация по причине порчи планирует уценить (списать) товар, руководитель организации создает комиссию, состав которой утверждается приказом. В состав комиссии должны входить:
- представитель администрации организации (например, руководитель);
- материально-ответственное лицо;
- представитель санитарного надзора (при необходимости).
Решение комиссии об уценке (списании) испорченных товаров оформляется в письменной форме. Для этого составляется акт, например по форме:
- № ТОРГ-15 (оформляется при уценке (списании) товаров в результате порчи, боя, лома);
- № ТОРГ-16 (оформляется при списании товаров, не подлежащих дальнейшей реализации, например, при истекшем сроке годности).
Акт по форме № ТОРГ-15 (№ ТОРГ-16) составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем организации. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается в подразделении, третий – у материально-ответственного лица.
Такой порядок оформления порчи товаров установлен в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
В некоторых отраслях вместо формы № ТОРГ-15 (№ ТОРГ-16) могут использоваться другие акты на списание товаров, рекомендованные для применения соответствующими ведомствами. Например, в отношении медицинских товаров в аптеках – акт по форме № А-2.18 (раздел 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минздравом России 14 мая 1998 г. № 98/124).
Отражение в бухучете потерь, подтвержденных результатами инвентаризации, зависит от:
- вида потерь (недостача или порча);
- причин возникновения (естественная убыль, виновное лицо, форс-мажорные обстоятельства).
О том, как отразить в бухучете недостачу, выявленную в ходе проведения инвентаризации, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении недостачи, выявленные в ходе проведения инвентаризации.
Если организация планирует уценить испорченные товары, то в учете сделайте следующие проводки:
Дебет 94 Кредит 41
– отражена стоимость испорченных товаров (на основании акта по форме № ТОРГ-15);
Дебет 94 Кредит 42
– сторнирована торговая наценка, приходящаяся на испорченный товар (если учет товаров ведется по продажным ценам).
Для удобства отражения уценки товаров к счету 41 откройте отдельный субсчет, например, «Товары, подлежащие уценке».
Дебет 41 субсчет «Товары, подлежащие уценке» Кредит 94
– оприходованы товары, подлежащие уценке (по рыночной стоимости с учетом их физического состояния);
Дебет 44 Кредит 41 субсчет «Товары, подлежащие уценке»
– переданы образцы испорченных товаров на экспертизу (если для продажи испорченных товаров необходима экспертиза);
Дебет 44 Кредит 60
– отражены расходы по проведению экспертизы (если для продажи испорченных товаров необходима экспертиза);
Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи товаров с уценкой;
Дебет 90-2 Кредит 41 субсчет «Товары, подлежащие уценке»
– списана себестоимость уцененных товаров (стоимость, по которой они были оприходованы);
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации уцененных товаров (если организация является плательщиком НДС);
Дебет 90-2 Кредит 44
– включены в себестоимость продаж расходы, связанные с реализацией (если для продажи испорченных товаров необходима экспертиза).
Если испорченные товары не могут быть в дальнейшем использованы (проданы), в бухучете их стоимость отразите на счете 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами учета имущества (счет 41). При этом если учет товаров ведется по продажным ценам, то одновременно с отражением факта порчи товаров на счете 94 торговую наценку, приходящуюся на испорченные товары и ранее учтенную на счете 42, нужно сторнировать. Об этом говорится в указаниях по применению Плана счетов (счет 94, 41, 42). При отражении факта порчи товаров в учете сделайте проводки:
Дебет 94 Кредит 41
– отражена порча товаров;
Дебет 94 Кредит 42
– сторнирована торговая наценка, приходящаяся на испорченный товар (если учет товаров ведется по продажным ценам).
Такой порядок отражения порчи товаров в бухучете отражен в подпункте «б» пункта 29 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Порядок списания в бухучете потерь от порчи товаров, которые невозможно использовать (продать), зависит от причины порчи:
- естественная убыль;
- вина материально-ответственного лица (других лиц, признанных виновными в порче);
- форс-мажорные обстоятельства.
Потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли спишите проводкой:
Дебет 44 Кредит 94
– списана стоимость испорченных товаров в пределах норм естественной убыли.
Действующие на сегодняшний день нормы естественной убыли представлены в таблице.
Такой порядок следует из пункта 5.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, иИнструкции к плану счетов.
Порчу товаров сверх норм естественной убыли относите на виновных лиц (п. 30 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). При этом в учете сделайте проводку:
Дебет 73 (76, 60...) Кредит 94
– отнесена на виновных лиц сумма потерь от порчи товаров сверх норм естественной убыли.
Более подробно о том, как взыскать ущерб, если виновным в порче признан сотрудник организации, см.:
- Как удержать из зарплаты материальный ущерб, нанесенный организации;
- Как отразить в бухучете и при налогообложении удержание из зарплаты материального ущерба, нанесенного организации.
Такой порядок следует из пункта 5.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, иИнструкции к плану счетов.
Ситуация: можно ли взыскать стоимость возмещения порчи товаров с уволенного сотрудника. С сотрудником был заключен договор о материальной ответственности. Инвентаризация проводилась после увольнения
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании суммы причиненного ущерба с них, порчу товаров списывайте на финансовые результаты организации. Сумму порчи отнесите к прочим расходам. Документом, которым можно подтвердить отсутствие виновных лиц, может быть, например, оправдательный приговор суда, постановление о приостановлении уголовного дела и т. д. (п. 5.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Сумму убытка определяйте исходя из стоимости испорченного товара по данным бухучета. В этом случае сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 94
– списан убыток от порчи товаров в связи с отсутствием виновного лица (отказом во взыскании ущерба).
Такой порядок следует из пункта 11 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счет 94).
Если причиной порчи товаров стали форс-мажорные обстоятельства, стоимость испорченных товаров учтите в составе убытков отчетного года по балансовой (учетной) стоимости. При этом сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 94
– списан убыток от порчи товаров, возникшей в результате форс-мажорных обстоятельств.
Такой порядок следует из пункта 13 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов.
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Заместитель начальника «Горячей линии» Пушечкина Ольга.
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2