1. Так как Вы на УСН, то рекламные расходы учитываете в том же порядке, что плательщика налога на прибыль. Этого требует абзац 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Бесплатную раздачу справочников, которая будет устраиваться в рекламных целях списываете на рекламные расходы с учетом ограничения: стоимость продукции можно учесть в пределах 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Все что выше лимита – не учитываются. Но следует учесть, что учет доходов и расходов «упрощенцы» ведут нарастающим итогом с начала года, поэтому нормируемые расходы, которые по итогам квартала (месяца) являются сверхнормативными, по итогам года могут уложиться в норматив.
Перед проведением рекламной акции необходимо оформить приказ руководителя фирмы о проведении кампании. Специальных первичных документов, предназначенных для учета операций по рекламной раздаче продукции, не утверждено. Поэтому производить списание можно, например, на основании утвержденного руководителем акта. В нем указывают сроки проведения рекламной акции; количество, цену за единицу и общую стоимость розданных подарков и сувениров.
Стоимость справочников, переданных бесплатно в рекламных целях, необходимо отразить по кредиту счета 43 «Готовая продукция» и по дебету счета 44 «Расходы на продажу».
Дт 44 Кт 43 – готовая продукция списана в рамках рекламной акции
2. При безвозмездной передаче продукции доходов не возникает. Что касается расходов, безвозмездно переданные справочники, а также затраты, связанные с их передачей, не учитываются при расчете единого налога.
Унифицированного бланка для безвозмездной передачи товаров или материалов законодательство не предусматривает. Составьте его в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, в виде акта приема-передачи или товарной накладной по форме ТОРГ-12.
Доходов от безвозмездной передачи товаров (материалов) в бухучете не возникает (ПБУ 9/99 и ПБУ 5/01). В составе прочих расходов учитывается стоимость передаваемых товаров (материалов), а также расходы, связанные с их передачей (п. 11 ПБУ 10/99).
При этом делайте проводки:
Дебет 91-2 Кредит 41 (10) – отражена стоимость безвозмездно переданных стравочников;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76...) – учтены расходы, связанные с безвозмездной передачей продукции(если есть, например, на доставку)
3. С организациями, которые размещают рекламу в справочнике и ее оплачивают, вы можете заключить договор на рекламу, по которому Вы должны не только услуги по рекламе оказать, но и продать справочник. В таком случае буде продажа услуг и продажа справочника. При этом сумма договора не увеличивается.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу.
Что относится к рекламе
Реклама – это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание к нему интереса и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ)*.
Бухучет
Расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99. Такие расходы должны быть подтверждены документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поскольку рекламой признается распространенная информация, документального подтверждения требует не только заказ самой рекламы, но и ее фактическое распространение (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).
Подтверждением распространения рекламы, в частности, могут быть:
- отчеты распространителей рекламы о проделанной работе, например, о количестве розданных листовок;
- эфирные справки телерадиостанций;
- справки метрополитена об оказании рекламных услуг.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/467, от 22 июня 2012 г. № 03-03-06/2/71*.
Затраты на рекламу отражайте на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). К этому счету целесообразно открыть соответствующий субсчет «Расходы на рекламу».
Бухучет: реклама размещается самостоятельно
Организация может самостоятельно распространять рекламную продукцию. Приобретенные или изготовленные рекламные материалы, например, канцтовары с логотипом организации, брошюры, каталоги, отразите на счете 10 по фактическим затратам. Аналитический учет ведите отдельно по каждому виду рекламной продукции. Для этого к счету 10 откройте субсчет «Рекламные материалы»*.
Поступление рекламной продукции отражайте следующим образом:
Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60;
– приняты к учету материалы, предназначенные для раздачи в рекламных целях.
После раздачи материалов отнесите их стоимость на счет 44:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»
– списана стоимость рекламных материалов на основании акта об их расходовании.
При раздаче (например, на выставках, демонстрациях) в рекламных целях товаров, которые изначально предполагалось продавать, их стоимость отразите на счете 41 субсчет «Товары, переданные в рекламных целях». А после раздачи образцов на основании отчета распространителя рекламы спишите стоимость розданных товаров в расходы – в дебет счета 44 субсчет «Рекламные расходы».
Аналогично отражайте в бухучете готовую продукцию, переданную в рекламных целях. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на продажу готовой продукции (работ, услуг)*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Ситуация: Как отразить в бухучете расходы на рекламу готовой продукции.
Расходы на рекламу готовой продукции непосредственно связаны с ее реализацией. Поэтому их следует отражать на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). Корреспонденция счета 44 с другими счетами зависит от вида рекламных расходов.
ЗАО «Альфа» выпустило журнал. Себестоимость тиража составила 100 000 руб. Тираж реализован за 200 000 руб. (без учета НДС). Объем собственной рекламы, размещенной в журнале, составляет 40 процентов.
В учете организации сделаны следующие записи:
Дебет 44 Кредит 20
– 40 000 руб. (100 000 руб. ? 40%) – отражены расходы на собственную рекламу;
Дебет 43 Кредит 20
– 60 000 руб. (100 000 руб. – 40 000 руб.) – принят к учету тираж журнала;
Дебет 90-2 Кредит 44
– 40 000 руб. – отнесены на себестоимость продаж расходы на рекламу;
Дебет 90-2 Кредит 43
– 60 000 руб. – списана себестоимость реализованного тиража.
Если организация передает часть готовой продукции в качестве образцов для демонстрации (с последующей раздачей), учтите ее отдельно на субсчете 43 «Готовая продукция, переданная в рекламных целях»:
Дебет 43 субсчет «Готовая продукция, переданная в рекламных целях» Кредит 43 субсчет «Готовая продукция на складе»
– отражена стоимость готовой продукции, переданной для демонстрации.
После раздачи образцов спишите затраты на счет 44:
Дебет 44 Кредит 43 субсчет «Готовая продукция, переданная в рекламных целях»
– отражена стоимость реализованных образцов;
Дебет 90-2 Кредит 44
– отражены рекламные расходы в себестоимости продаж*.
Если услуги по рекламе готовой продукции оказывает сторонняя организация, в бухучете сделайте проводку:
Дебет 44 Кредит 60
– отражена стоимость услуг сторонней организации.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов, счета 43 и 44.
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на продажу готовой продукции (работ, услуг)»
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении безвозмездную передачу товаров (материалов).
Безвозмездно переданным считается то имущество, которое получатель не обязан оплатить или вернуть обратно (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Безвозмездно передавать имущество стоимостью свыше 3000 руб. коммерческим организациям запрещено. Что касается дарения некоммерческим организациям и гражданам, таких ограничений нет. Если сумма сделки превышает 3000 руб., оформите письменный договор дарения. Если не превышает, договор может быть заключен устно. Такой порядок следует из статей 574 и 575 Гражданского кодекса РФ*.
Документальное оформление
Унифицированного бланка для безвозмездной передачи товаров или материалов законодательство не предусматривает. Составьте его в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, в виде акта приема-передачи или товарной накладной по форме ТОРГ-12.
Бухучет
Доходов от безвозмездной передачи товаров (материалов) в бухучете не возникает (ПБУ 9/99 и ПБУ 5/01). В составе прочих расходов учитывается стоимость передаваемых товаров (материалов), а также расходы, связанные с их передачей (п. 11 ПБУ 10/99).
При этом делайте проводки:
Дебет 91-2 Кредит 41 (10)
– отражена стоимость безвозмездно переданных товаров (материалов);
Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76...)
– учтены расходы, связанные с безвозмездной передачей товаров (материалов), например, на доставку*.
УСН
При безвозмездной передаче товаров (материалов) у организации на упрощенке доходов не возникает (ст. 346.15, 249, 250 НК РФ).
Что касается расходов, безвозмездно переданные товары (материалы), а также затраты, связанные с их передачей, не учитываются при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). А значит, включать их в состав расходов, учитываемых при расчете единого налога, также нельзя (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ)*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
05.09.2014 г.
С уважением,
Виолетта Моргун, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».