В ответ на Ваш вопрос от 18.11.2013 г.: сообщаем следующее: Организации обязаны создавать или выделять для инвалидов квотируемые рабочие места самостоятельно за счет собственных средств. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане, в отношении которых предусмотрена квота.
Для организаций, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет от 35 до 100 человек, по законодательству о занятости населения предусмотрено квотирование рабочих мест (дополнительная гарантия трудоустройства). Такая квота составит не более 3 процентов среднесписочной численности персонала. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию:
– об имеющихся в организации вакансиях;
– о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (включая сведения о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах);
– о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
За невыполнение обязанности по созданию (выделению) квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу граждан, входящих в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест, организация может быть привлечена к административной ответственности.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Ситуация:можно ли отказать в приеме на работу гражданам, входящим в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест. Организация расположена в г. Москве
Ответ на этот вопрос зависит от среднесписочной численности сотрудников организации и причины отказа гражданину в приеме на работу.
По законодательству о занятости населения квотирование рабочих мест (дополнительная гарантия трудоустройства) предусмотрено для организаций, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет:*
– от 35 до 100 человек (ч. 1 ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ);
– более 100 человек (п. 1 и 2 ст. 13 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, ч. 1 ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Так, регионам предоставлено право устанавливать квоту для приема инвалидов организациям, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет от 35 до 100 человек. Такая квота составит не более 3 процентов среднесписочной численности персонала.*
Организациям, где численность сотрудников превышает 100 человек, субъекты РФ установить квоту для приема инвалидов обязаны. Она составляет от 2 до 4 процентов среднесписочной численности сотрудников (ч. 1 ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Порядок квотирования рабочих мест московских организаций, численность сотрудников которых превышает 100 человек, установлен частью 1 статьи 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Соответственно, если среднесписочная численность сотрудников московской организации не превышает 100 человек, предоставлять рабочие места по квоте она не обязана.
В Москве квоты для приема на работу действуют в отношении инвалидов и молодежи определенных категорий, перечисленных в части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Так, например, квотирование предусмотрено для выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Организации, расположенные на территории города, обязаны создавать или выделять для них квотируемые рабочие места самостоятельно за счет собственных средств. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане, в отношении которых предусмотрена квота.*
Такой порядок установлен частью 2 статьи 2, частью 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, пунктами 2.6, 2.7 постановления Правительства г. Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.
Квота для приема на работу составляет четыре процента от среднесписочной численности сотрудников:
- не менее двух процентов для трудоустройства инвалидов;
- не более двух процентов для трудоустройства молодежи определенных категорий.
Размер квоты рассчитайте самостоятельно. При этом соотношение доли инвалидов к доле молодежи можно варьировать в сторону увеличения доли инвалидов (в пределах установленных четырех процентов). Об этом сказано в статье 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.
Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию:*
– об имеющихся в организации вакансиях;
– о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (включая сведения о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах);
– о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, пунктом 3 части 2 статьи 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
Кроме того, в Москве организации, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек, обязаны ежеквартально предоставлять в Центр квотирования рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты по форме № 1-квотирование (ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).
Таким образом, у организации, находящейся на территории Москвы, среднесписочная численность сотрудников которой более 100 человек, должны быть предусмотрены места для инвалидов и молодежи определенных категорий в пределах установленных квот. В целях создания (выделения) квотируемых рабочих мест организация не вправе отказать в приеме на работу сотрудника, если на это нет объективных причин (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).
К объективным причинам отказа в принятии на работу относятся, например, неподходящее образование соискателя, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).
Внимание: за невыполнение обязанности по созданию (выделению) квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу граждан, входящих в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест, организация может быть привлечена к административной ответственности.*
Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяется на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.
Для квотируемых мест в отношении инвалидов такой альтернативы не предусмотрено.
Невыполнение установленной обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест (т. е. трудоустройству инвалидов и молодежи установленных категорий) влечет административную ответственность. А именно штраф:
- для организаций – в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
- для должностных лиц организации (например, руководителя) – в размере от 3000 до 5000 руб.
Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и статьей 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45.
Вместе с тем, за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне.
По федеральному законодательству необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты или неисполнение обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест для инвалидов влечет наложение штрафа на должностных лиц организации (например, руководителя) в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).
Поскольку в статье 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ прямо сказано, что ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирование указанных вопросов не отнесено к ведению субъектов РФ. Следовательно, они не имеют право устанавливать административную ответственность в отношении трудоустройства инвалидов, а также дублировать закрепленные на федеральном уровне нормы законодательства, назначая при этом более жесткие санкции. Это следует из пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ и пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебной практике есть прецеденты, когда законы субъектов, дублирующие нормы федерального законодательства в части установления административной ответственности, были признаны противоречащими законодательству (незаконными) (см., например, определения Верховного суда РФ от 26 апреля 2006 г. № 11-Г06-7, от 20 апреля 2005 г. № 86-Г05-6).
Из рекомендации «Как оформить прием сотрудника на работу»
Н. З. Ковязина заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России
эксперт «Системы Главбух» Мачайкина Мария.
Заместитель начальника группы Горячей линии по методологии учета "Системы Главбух"
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14