Да, есть и получается, поскольку нет возможности представления заявления о зачете до представления соответствующей уточнённой декларации, а подробный порядок зачёта и обжалования содержится в материалах Системы Главбух.
1. Рекомендация: Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)
Зачет в счет предстоящих платежей
Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. По заявлению организации такое решение принимает налоговая инспекция. Предварительно инспекция тоже может назначить сверку расчетов с бюджетом*.
Заявление о зачете
Типового образца заявления о зачете нет, поэтому его можно составить в произвольной форме. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотренпунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ*.
Заявление можно подать:*
- на бумажном носителе за подписью представителя организации;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В заявлении о зачете необязательно указывать конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). Таким способом можно воспользоваться, если на момент подачи заявления сумма недоимки, в счет которой предполагается зачет, еще не определена (например, если заявление о зачете подано до составления налоговой декларации). После того как размер недоимки станет известен, на ее погашение будет направлена вся сумма имеющейся переплаты*.
Главбух советует: если организация планирует зачесть переплату в счет текущих платежей по другому налогу, заявление о зачете подайте заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до последнего срока уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату. В противном случае организации могут быть начислены пени.
При проведении зачета обязанность по уплате налога признается исполненной со дня вынесения налоговой инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь такое решение инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения от организации заявления о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если организация подаст заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), инспекция может не успеть произвести зачет. В таком случае у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ). Если решение о зачете будет принято своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), оспорить пени не удастся: действия инспекции соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Рекомендация: Какие права и обязанности есть у налоговых органов
Обжалование действий инспекции
Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):*
- в ФНС России или ее региональном управлении;
- в арбитражном суде.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ*.
Однако перед тем, как обратиться в суд, действия (бездействие) налоговой инспекции нужно попытаться обжаловать в региональном налоговом управлении. Раньше такой порядок был предусмотрен только для обжалования решений, принятых по результатам налоговых проверок. С 1 января 2014 года любые решения налоговых инспекций могут быть обжалованы в суде только после их обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ)*.
Если организация обжалует действия (бездействие) налоговых органов в ФНС России, отслеживать принятое решение можно на официальном сайте налоговой службы в специальном разделе «Решения по жалобам». Информация о жалобе будет отражаться в виде решения ФНС России (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательством)*.
Ситуация: как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции*
Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС России.
Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении, так и в арбитражном суде. При этом сначала организация должна обратиться с жалобой именно в региональное УФНС России. И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ). Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.
Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены встатье 139.2 Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.
УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
- признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
Если по результатам рассмотрения жалобы в УФНС России требования организации не были удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать в судебном порядке. Для этого подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержденприказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:
- признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
- о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
28.08.2014 г.
С уважением,
Геннадий Винников, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».