В данном случае выгоднее применять упрощенку и вот почему.
Дело в том, что при применении общеq системы налогообложения (НДФЛ и НДС) экспорт товаров, как и большинство других операций, облагается НДС. Однако при экспорте ставка налога отличается от обычной и составляет 0 процентов (п. 1 ст. 164 НК РФ).
Применение нулевой налоговой ставки НДС нужно обосновать. Для этого предприниматель-экспортер должен:
– подтвердить факт экспорта товаров документами, перечень которых приведен в статье 165 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);
– заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).
В связи с этим получается, что импортный НДС, заплаченный предпринимателем при ввозе товаров можно принять к вычету не в момент его уплаты и принятия к учету товара, а только после того, как будет подтвержден факт реального экспорта. В этой ситуации получается большой временной разрыв по оборотным средствам.
Судите сами. Импортный НДС платится авансом в составе общих таможенных платежей (подп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза). На подтверждение экспорта дается 180 дней. И не всегда субъекты успевают предоставить документы по экспорту в этот срок. Получается, что 18 процентов оборотных денег (товарных денег) замораживаются на срок превышающий пол года. Это очень большой срок для импортно-экспортных операций, учитывая факты бесперебойной поставки, простоя на таможне контейнеров и т.д.
В этой ситуации применение упрощенки выглядит более выгодным, конечно при условии, что оборот предпринимателя не будет превышать 60 000 000 руб. в год.
То есть при импорте предприниматель уплачивает НДС на таможне в обязательном порядке. Указанный косвенный налог и таможенные платежи формируют себестоимость товара.
Товар с формированной себестоимостью отправляется на экспорт без уплаты НДС и применений соотвествующей нулевой ставки.
Оборот не «замораживается», а взимается в составе выручки от иностранного покупателя. При этом срок получения денежных средств всегда будет известен по договору.
Единственный минус – снижение конкурентоспособности товара за счет увеличения себестоимости.
Выбор системы должен осуществить предприниматель самостоятельно с учетом его финансовых и плановых показателей.
Обоснование данной позиции приведено ниже в документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база»
1. Рекомендация:Кто может применять упрощенку
Условия применения УСН
Организации и автономные учреждения могут применять упрощенку, если соблюдаются следующие количественные и стоимостные ограничения:
размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
остаточная стоимость основных средств не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Названные условия должны соблюдать как организации, применяющие упрощенку, так и организации, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Лимит дохода
Организация (автономное учреждение) может перейти на упрощенку с 2014 года, если по итогам девяти месяцев 2013 года ее доход не превысит 45 000 000 руб. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Сумму дохода рассчитайте по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).*
Если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то доходы, полученные от деятельности на ЕНВД, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагаются налогом на прибыль (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживается (уплачивается) по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
В коммерческих организациях
Пример определения лимита доходов, ограничивающего переход на упрощенку коммерческих организаций
ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.
С 1 января 2014 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2013 года выручка от реализации составила:
оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
розничная торговля – 5 000 000 руб.
Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2013 года, составляет 1 000 000 руб.
Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2014 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.
Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб.
При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2014 года.
Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и в период применения упрощенки. Налогоплательщик может оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2013 года и по итогам года его доходы не превысили 60 000 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ
В коммерческих организациях
В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от размера полученных ими доходов. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита доходов должны и организации и предприниматели. И те и другие могут оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2013 года и по итогам года их доходы не превысят 60 000 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114 и ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748.
При расчете суммы предельного дохода учитывайте:
доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
авансы, полученные налогоплательщиками, которые до перехода на упрощенку рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).
Посредники (комиссионеры, агенты, поверенные) при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики (комитенты, принципалы) включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.
В состав доходов, которые учитываются при определении лимита, ограничивающего применение упрощенки, не включайте:*
доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
доходы, фактически полученные в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
доходы в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
доходы, начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).
При определении доходов исключите из них суммы НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Такой порядок следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
В коммерческих организациях
Пример определения лимита доходов, ограничивающего применение упрощенки коммерческой организацией
ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2013 года организация применяет упрощенку.
За девять месяцев 2013 года «Альфой» получены следующие доходы:
30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.
Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2013 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.
Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки. Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.
В IV квартале 2013 года доходы составили:
13 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
3 000 000 руб. – внереализационные доходы.
Доход организации за 2013 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 13 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 61 000 000 руб.
Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень, с 1 октября 2013 года организация утратила право на применение упрощенки.
Численность сотрудников
При переходе на упрощенку с других режимов налогообложения рассчитайте среднюю численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующих переходу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Порядок определения средней численности сотрудников установлен в указаниях по заполнению формы № П-4, утвержденных приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435.
В среднюю численность сотрудников организации, автономного учреждения включайте:
среднесписочную численность сотрудников;
среднюю численность внешних совместителей;
среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).
В коммерческих организациях
Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.
Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.
В коммерческих организациях
В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости основных средств предприниматели должны. Объясняется это следующим. В подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. Вместе с тем, исходя из совокупности положений пункта 1 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, предприниматель утратит право на применение упрощенки, если лимит остаточной стоимости основных средств превысит. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация: Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке
От каких налогов освобождены организации на упрощенке
Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:
– налога на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0,9 или 15 процентов. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).
Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:
– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.*
Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени