В данной ситуации НДС можно принять к вычету в общем порядке при соблюдении условий приведенных в рекомендации №2.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).*
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агентудерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанностиналоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет* (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Рекомендация: Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Право на вычет
Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, могут принять к вычету сумму НДС, фактически перечисленную в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). При этом налоговый вычет не предоставляется налоговым агентам, которые:*
- освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
- реализуют конфискованное имущество и ценности, перечисленные в пункте 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ;
- реализуют в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 171, пунктов 14 и 15 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
Организация – налоговый агент имеет право на налоговый вычет, если она:*
- приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). Вычетом можно воспользоваться даже в том случае, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) не уменьшает налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-07-08/77);
- арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- покупает (получает) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).*
Это следует из положений пункта 3 статьи 171, абзаца 2 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.
При перечислении аванса (частичной оплаты) такие налоговые агенты могут воспользоваться налоговым вычетом только после того, как товары (работы, услуги) будут приняты к учету. Дело в том, что правила применения налоговых вычетов по авансам (частичной оплате) распространяются только на суммы налога, предъявленные продавцом (исполнителем) и указанные в его счете-фактуре. Поскольку налоговые агенты оформляют счета-фактуры самостоятельно, эти условия не выполняются. Следовательно, до тех пор пока товары (работы, услуги), полученные в счет аванса (частичной оплаты), не будут приняты к учету, сумму НДС принять к вычету они не могут. Это следует из пункта 12 статьи 171, пункта 9 статьи 172 Налогового кодекса РФ иписьма ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.
Дополнительные условия для вычета
Воспользоваться вычетом по НДС можно при выполнении двух дополнительных условий:*
- если товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
- если у налогового агента есть документы, подтверждающие право на вычет (счета-фактуры и платежные поручения на перечисление НДС в бюджет).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 июля 2010 г. № 03-07-11/284.
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России