Так как резервы создаются именно для равномерного, а не для единовременного учета таких отчислений, поэтому заново составлять расчеты по данным резервам не нужно, а следует продолжать их начислять. Резервы в текущем налоговом периоде необходимо начислять по утвержденным и разработанным правилам, закрепленным в учетной политике вновь созданной организации (т.е. правопреемника).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Статья:1.1.4. Формирование резерва предстоящих расходов на оплату особо сложных и дорогостоящих видов капитального ремонта
Резерв у вновь созданных организаций. В отношении резерва на проведение сложного и дорогостоящего ремонта основных средств Налоговым кодексом не определена предельная сумма резерва. Это значит, что величина резерва может превышать среднюю величину расходов на ремонт, рассчитанную за последние три года.
Единственным условием для создания такого резерва является тот факт, что в течение последних трех лет аналогичные виды ремонтных работ не проводились. Исходя из этого, ФАС Западно-Сибирского округа сделал вывод о возможности формирования резерва на проведение сложных и дорогостоящих ремонтов вновь созданными организациями (постановления от 23 октября 2006 г. № Ф04-7102/2006(27676-А67-40), от 14 декабря 2005 г. № Ф04-8923/2005(17776-А67-35)).
Резерв на ремонт основных средств в случае реорганизации в форме преобразования. В случае преобразования организации в другое юридическое лицо организация может передать своему правопреемнику резерв, сформированный на предстоящий капитальный ремонт основных средств. Но только при условии, что формирование резервов на предстоящий ремонт основных средств предусмотрено учетной политикой организации-правопреемника.
Например, при преобразовании муниципального унитарного предприятия в акционерное общество резерв на предстоящий капитальный ремонт основных средств, сформированный муниципальным унитарным предприятием, может быть передан акционерному обществу, образованному в результате реорганизации (письмо Минфина России от 3 мая 2011 г. № 03-03-06/4/41).
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ГЛАВБУХ». ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ПРОСТО УДОБНЫЕ РЕЗЕРВЫ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Статья:Резерв на ремонт основных средств при реорганизации фирмы
Компания была реорганизована в форме выделения. Каков порядок налогового учета расходов по созданию резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств?
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).
В пункте 3 статьи 260 НК РФ предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным в статье 324 НК РФ.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 208-ФЗ и пунктом 4 статьи 58 ГК РФ выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества согласно разделительному балансу без прекращения деятельности реорганизуемого общества.
Согласно пункту 2.1 статьи 252 НК РФ расходами вновь созданных и реорганизованных компаний признаются расходы (а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, убытки), предусмотренные в статьях 255, 260—268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318—320 главы 25 НК РФ. Эти расходы (убытки) осуществлены (понесены) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены в главе 25 НК РФ. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).
Таким образом, если при формировании налоговой базы реорганизуемой компанией не были учтены фактические расходы на ремонт переданных в процессе реорганизации основных средств, то данные фактические расходы на ремонт могут быть переданы выделенной организации.
Суммы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств формируются реорганизуемой компанией в общеустановленном порядке на основании статьи 324 НК РФ. Этот порядок предусматривает списание в течение налогового периода на расходы определенной расчетным путем общей суммы отчислений в резерв равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
Значит, суммы отчислений в резерв, относящиеся к периодам с момента реорганизации до конца года, расходами не являются и соответственно передаче выделяемой организации не подлежат.
При формировании учетной политики вновь созданной организацией запрета на создание резерва на ремонт основных средств в главе 25 Налогового кодекса не установлено. При этом особенностей в порядке ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств и формирование резерва предстоящих расходов на их ремонт для вновь созданных организаций нет.
Следовательно, вновь созданные в процессе реорганизации компании при расчете резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в общеустановленном порядке должны руководствоваться пунктом 2 статьи 324 НК РФ. Согласно указанному пункту при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму таких отчислений, которая не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
Учитывая, что у вновь созданных организаций отсутствуют фактические расходы на ремонт за три предшествующих года, суммы расходов на ремонт основных средств за эти периоды в расчете норматива отчислений в резерв должны быть учтены в нулевой сумме.
Кроме того, организация, создающая резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, также может осуществлять накопление средств для проведения впервые особо сложных и дорогих видов капитального ремонта. В этом случае сумма резерва, исчисленная по нормативу отчислений, может быть увеличена на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящуюся на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта.
Шумская О. Б.
ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 23, ДЕКАБРЬ 2008
3.Рекомендация: Как создать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ежегодного вознаграждения за выслугу лет, вознаграждения по итогам года) в налоговом учете
Ситуация: нужно ли в налоговом учете пересчитать процент отчислений в резервы предстоящих выплат сотрудникам и предельную сумму отчислений, если в течение года сотрудники увольнялись и принимались на работу
Нет, не нужно.
Такой пересчет статьей 324.1 Налогового кодекса РФ не предусмотрен. К тому же изменения в установленную учетную политику (кроме уточнений, связанных с изменением законодательства о налогах и сборах) можно внести только со следующего года (абз. 6 ст. 313 НК РФ).
Ситуация: можно ли создать резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам года в последнем месяце налогового периода. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления. В учетной политике создание резерва предусмотрено, но размер ежемесячных отчислений в резерв не установлен
Нет, нельзя.
Резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам года создается именно для равномерного, а не для единовременного учета таких отчислений. Создание резерва в текущем налоговом периоде должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения прибыли. При этом в учетной политике нужно зафиксировать не только сам факт создания резерва, но и указать:
– способ резервирования (порядок расчета ежемесячных отчислений, состав расходов, учитываемых при формировании резерва, и т. д.);
– ежемесячный процент отчислений в резерв;
– предельную годовую сумму отчислений в резерв.
Такой порядок установлен пунктами 1 и 6 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.
Если при составлении учетной политики организация не утвердит все элементы, необходимые для расчета резерва, налоговая инспекция может оспорить законность решения о его создании и исключить отчисления в резерв из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Таким образом, резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам года должен формироваться в течение всего налогового периода. Возможность единовременного формирования резерва (например, в декабре) законодательством не предусмотрена. Такая возможность противоречила бы цели создания резерва – равномерному распределению расходов в течение налогового периода (п. 1,6 ст. 324.1 НК РФ).
Кроме того, законодательство не предусматривает возможности вносить изменения в порядок создания резерва в течение года и на этом основании начинать его формирование в последнем месяце налогового периода (ст. 313 НК РФ).
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Иванченко Наталья.
Ответ утвержден:
Заместитель начальника группы Горячей линии по методологии учета "Системы Главбух"
Родионов Александр
____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14