В данной ситуации имеются официальные разъяснения чиновником Минфина, указывающие на то, что местожительство сотрудника может быть признано обособленным подразделением организации, однако такое признание зависит от условий договора между организацией и сотрудником и других обстоятельств, связанных с ведением деятельности вне местонахождения организации. Чтобы избежать возможных споров, организации следует представить в инспекцию по своему местонахождению или по местожительству сотрудника договор, заключенный с сотрудником, и другие документы, на основании которых он выполняет свои функции дома. В итоге инспекция определит, должна ли организация вставать на учет по местожительству надомника. Следовательно, арендовать помещение для создания обособленного подразделения необязательно, если в договоре с надомником имеется информация, что предприятие организует для него оборудованное рабочее место в его квартире. Также следует учесть, что обособленные подразделения регистрируют при наличии свидетельства о собственности на помещение, договора аренды или договора безвозмездного пользования. То есть если у организации не будет какого-либо из вышеуказанных документов, то подразделение могут не зарегистрировать.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Ситуация:нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местожительству ее сотрудника, работающего на дому
Чтобы решить этот вопрос, лучше обратитесь в налоговую инспекцию.
Обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). В соответствии с абзацем 6 статьи 209 Трудового кодекса РФ рабочим местом считается место, где сотрудник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, местожительство сотрудника может быть признано обособленным подразделением организации. В то же время Минфин России в письмах от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-109 и от 16 декабря 2011 г. № 03-04-06/3-346 пояснил, что признание местожительства надомника обособленным подразделением зависит от условий договора между организацией и сотрудником и других обстоятельств, связанных с ведением деятельности вне местонахождения организации.
Чтобы избежать возможных споров, организации следует представить в инспекцию по своему местонахождению или по местожительству сотрудника договор, заключенный с сотрудником, и другие документы, на основании которых он выполняет свои функции дома. В итоге инспекция определит, должна ли организация вставать на учет по местожительству надомника.
Такой вывод следует из положений пункта 9 статьи 83 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.*
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Статья: Новые важные разъяснения чиновников для компаний с обособленными подразделениями
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Предположим, штатный сотрудник компании временно или постоянно работает дома, то есть удаленно. Специфика деятельности позволила руководству перевести часть персонала на надомный труд. Может возникнуть вопрос: не заявят ли налоговые инспекторы, что по адресам таких работников компания на самом деле создала обособленные подразделения? Ведь в этом случае компании придется вставать на учет по месту жительства надомника!
И действительно, представители Минфина России передали налоговикам полное право решать: считать квартиру надомника отдаленным офисом компании, который надо регистрировать в ИФНС, или нет. Тут ревизоры будут смотреть, что написано в трудовом договоре. Такие выводы есть в письмах финансового ведомства от 5 мая 2012 г. № 03-02-07/1-109 и от 7 июня 2012 г. № 03-02-07/1-137.*
Так что если в вашей компании практикуется удаленная работа, то важно составить договор с надомником так, чтобы у налоговиков не возникло повода заговорить об обособленном подразделении. А для этого достаточно исключить признаки такового, о которых сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.
И ключевым тут является оборудованное стационарное рабочее место.* Доказать, что в квартире создали именно такое рабочее место, будет трудно, если в трудовом договоре прямо прописать: работник самостоятельно обеспечивает себя телефоном, компьютером и выходом в Интернет. Другими словами, важно подчеркнуть, что не работодатель создает место для труда, а сам работник.
Дмитрий Блинов, эксперт журнала «Главбух»
Журнал «Главбух» №15, август 2012г.