В данном случае предоплата распределяется на стоимость импортного товара расчетным путем в процентном соотношении от суммы оплаты (3000 EUR. -10%, а 27000 EUR – 90% от общей суммы 30 000 EUR.).
Порядок расчета аналогичен порядку, приведенному в полном ответе, в рекомендации «Как отразить в бухучете продажу товаров оптом».
В бухучете стоимость импортного товара, в счет оплаты которого была перечислена предоплата, определяется по курсу на дату перечисления денег.
Для целей налогового учета пересчитывается в рубли один раз – на дату фактического перечисления аванса. И больше не переоценивается.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация: Как отразить в бухучете продажу товаров оптом
Пример отражения в бухучете продажи товаров с частичной предоплатой по договору, заключенному в иностранной валюте. Право собственности на товар переходит после отгрузки
ООО «Торговая фирма "Гермес"» заключило договор поставки товаров на сумму 5900 долл. США (в т. ч. НДС – 900 долл. США):
– видеопроектор – 1900 долл. США (в т. ч. НДС – 290 долл. США);
– сервер – 4000 долл. США (в т. ч. НДС – 610 долл. США).
По условиям договора расчеты производятся в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на день платежа. «Гермес» получил частичную предоплату:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
– 15 января – 50 процентов;
– 25 января – 45 процентов.
Оставшуюся часть долга – 5 процентов – покупатель перечислил в день отгрузки товара – 30 января.
Курс долл. США, установленный Банком России, составляет:
– на 15 января – 31 руб./долл. США;
– на 25 января – 32 руб./долл. США;
– на 30 января – 33 руб./долл. США.
Себестоимость реализованных товаров составляет 150 000 руб.
Бухгалтер «Гермеса» в бухучете сделал следующие проводки.
15 января:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 91 450 руб. (5900 долл. США ? 50% ? 31 руб./ долл. США) – получен первый аванс в счет оплаты товара;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 13 950 руб. (5900 долл. США ? 50% ? 31 руб./долл. США ? 18/118) – начислен НДС с суммы предоплаты в рублях по курсу Банка России на дату поступления первой предоплаты.
25 января:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 84 960 руб. (5900 долл. США ? 45% ? 32 руб./долл. США) – получен второй аванс в счет оплаты товара;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 12 960 руб. (5900 долл. США ? 45% ? 32 руб./долл. США ? 18/118) – начислен НДС с суммы предоплаты в рублях по курсу Банка России на дату поступления второй предоплаты.
30 января:
Дебет 62 субсчет «Расчеты по реализованным товарам» Кредит 90-1
– 186 145 руб. (5900 долл. США ? 50% ? 31 руб./долл. США + 5900 долл. США ? 45% ? 32 руб./долл. США + 5900 долл. США ? 5% ? 33 руб./долл. США) – отражена выручка от реализации товара.
В разрезе номенклатуры товара выручка составила:
– видеопроектор – 59 945 руб. (1900 долл. США ? 50% ? 31 руб./долл. США + 1900 долл. США ? 45% ? 32 руб./долл. США + 1900 долл. США ? 5% ? 33 руб./долл. США);
– сервер – 126 200 руб. (4000 долл. США ? 50% ? 31 руб./долл. США + 4000 долл. США ? 45% ? 32 руб./долл. США + 4000 долл. США ? 5% ? 33 руб./долл. США).
Дебет 90-2 Кредит 41
– 150 000 руб. – списана стоимость реализованного товара.
Бухгалтер рассчитал налоговую базу по НДС на дату реализации товара следующим образом:
– 157 750 руб. (5000 долл. США ? 50% ? 31 руб./долл. США + 5000 долл. США ? 45% ? 32 руб./долл. США + 5000 долл. США ? 5% ? 33 руб./долл. США).
Сумма НДС с выручки от реализации составила 28 395 руб. (157 750 руб. ? 18%).
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 28 395 руб. – начислен НДС с выручки от реализации товара;
Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 субсчет «Расчеты по реализованным товарам»
– 176 410 руб. (91 450 руб. + 84 960 руб.) – зачтен полученный аванс в счет оплаты по договору;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных»
– 26 910 руб. (13 950 руб. + 12 960 руб.) – принят к вычету НДС с аванса.
Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по реализованным товарам»
– 9735 руб. (5900 долл. США. ? 5% ? 33 руб./долл. США) – получена оплата за реализованные товары.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Рекомендация: Как учесть при налогообложении поступление и использование валюты и валютной выручки
ОСНО: разница в курсах валют
Как при поступлении, так и при использовании иностранной валюты (валютной выручки) у организации могут появиться дополнительные доходы (расходы). К ним, в частности, относятся:
- разницы между официальным и коммерческим курсами валют;
- курсовые разницы;
- комиссия банка.
При покупке (продаже) иностранной валюты у организации может возникнуть разница между официальным и коммерческим курсами валют. Она образуется, если курс валюты, по которому ее покупает (продает) банк, отличается от официального курса Банка России.
При покупке валюты положительная разница возникает, если курс валюты, по которому ее продал банк, ниже официального. Отрицательная разница образуется, если курс покупки выше официального. При продаже валюты – наоборот.
Это следует из системного толкования положений пункта 2 статьи 250 и подпункта 6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
При использовании валюты (валютной выручки) у организации могут возникнуть курсовые разницы (положительные или отрицательные). Они образуются при переоценке имущества в виде валютных ценностей и задолженности в валюте.
По валюте, полученной на валютный счет, и задолженности перед организацией (дебиторская задолженность) в валюте положительная курсовая разница возникает, если на дату переоценки курс валюты к рублю стал выше по сравнению с датой предыдущего учета средств на валютном счете или дебиторской задолженности.
Соответственно, отрицательная курсовая разница образуется, если на дату переоценки курс валюты к рублю понизился по сравнению с датой предыдущего учета средств на валютном счете или дебиторской задолженности.
По задолженности перед поставщиком, покупателем (кредиторской задолженности) в валюте положительная курсовая разница возникает, если на дату переоценки курс валюты к рублю стал ниже по сравнению с датой предыдущего учета кредиторской задолженности. А отрицательная – если курс валюты к рублю на дату переоценки стал выше по сравнению с датой предыдущего учета кредиторской задолженности в валюте.
Из данного правила есть исключение. Курсовые разницы не возникнут, если организация получает (выдает) авансы. После получения (выдачи) данных средств в валюте пересчитывать их в связи с изменением курса не нужно.*
Это следует из положений пункта 11 статьи 250 и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.*
Исключение в отношении валютных авансов не действует, если аванс подлежит возврату, например при расторжении договора. В такой ситуации аванс следует переквалифицировать в обязательство одной стороны по возврату ранее полученной суммы другой стороне. Поскольку указанные суммы под аванс в его общепринятом значении не подпадают, они подлежат переоценке на общих основаниях. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/683.
Разницу между официальным и коммерческим курсом покупки (продажи) валют включите в состав:
- внереализационных доходов – при возникновении положительной разницы (п. 2 ст. 250 НК РФ);
- внереализационных расходов – при возникновении отрицательной разницы (подп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ).
При методе начисления указанные разницы отразите на дату перехода права собственности на иностранную валюту (подп. 10 п. 4 ст. 271, подп. 9 п. 7 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе положительную (отрицательную) разницу включите в базу на дату поступления средств на счет организации (п. 1 ст. 273 НК РФ).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3.Статья: Как формируется стоимость импортной партии
Стоимость импортируемых товаров для целей бухгалтерского и налогового учета может формироваться по-разному. А если торговая фирма оплатила ценности авансом, то с нынешнего года в налоговом учете не возникают курсовые разницы (Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ). Но обо всем по порядку...
Если перечислена предоплата
Другое дело, если контракт с зарубежным поставщиком предусматривает авансирование. В этом случае стоимость импортного товара, в счет оплаты которого была перечислена предоплата, определяется по курсу на дату перечисления денег (п. 9 ПБУ 3/2006) и далее не переоценивается (п. 10 ПБУ 3/2006).*
Пример 2
Воспользуемся условиями предыдущего примера. Но предположим, что 1 апреля 2010 года ООО «Луна» перечислило иностранному поставщику 100-процентную предоплату за товар. Курс евро на эту дату – 38 руб. за евро.
Товар был получен 5 апреля (курс валюты – 40 руб. за евро).
Бухгалтер оптовой фирмы сделал такие записи.
1 апреля 2010 года:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по выданным авансам»
Кредит 52
– 570 000 руб. (15 000 EUR 5 38 руб/EUR) – перечислена предоплата иностранному поставщику.
5 апреля 2010 года:
Дебет 41
Кредит 60 субсчет «Расчеты по полученным товарам»
– 570 000 руб. – оприходованы импортированные товары;
Дебет 60 субсчет «Расчеты по полученным товарам»
Кредит 60 субсчет «Расчеты по выданным авансам»
– 570 000 руб. – зачтен аванс в момент перехода права собственности на товары;
Дебет 41
Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам»
– 121 000 руб. (120 000 + 1000) – включены таможенная пошлина и таможенные сборы, рассчитанные на дату таможенного оформления товаров, в их фактическую себестоимость.
Таким образом, фактическая себестоимость единицы импортного товара равна:
(570 000 руб. + 121 000 руб.): 1000 шт. = 691 руб.
При авансировании курсовые разницы не возникают
Сумма валютной предоплаты с 1 января 2010 года для целей налогового учета пересчитывается в рубли один раз – на дату фактического перечисления аванса (Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ). И больше не переоценивается (п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Соответственно налоговая стоимость товаров, оплаченных авансом, формируется исходя из суммы предоплаты (в рублях по курсу на дату перечисления денег).* Аналогичной позиции придерживаются и финансисты (письмо от 24 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/86).
То есть порядок налогового учета авансов в валюте теперь также аналогичен порядку, применяемому в бухгалтерском учете.
C.В. Шадрина, аудитор
Учет в торговле № 4, Апрель 2010