Да, по официальной позиции, входной НДС по имуществу, утраченному при порче, нужно восстановить и уплатить в бюджет. При этом существует арбитражная практика, позволяющая этого не делать, однако нужно быть готовыми отстаивать свою точку зрения в суде.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Ситуация:нужно ли восстановить входной НДС по имуществу, утраченному в результате хищения (пожара, порчи и т. п.). Недостача выявлена при проведении инвентаризации
Да, нужно.
Входной НДС по имуществу, утраченному при хищении (если виновные лица не установлены), пожаре, порче и т. п., нужно восстановить. Это связано с тем, что такое имущество не было использовано организацией в облагаемых НДС операциях. А вычет НДС возможен только по имуществу, которое используется в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171 НК РФ). Восстановить налог нужно в том квартале, в котором недостающее имущество списывается с учета по результатам инвентаризации*.
Комментируя аналогичные ситуации, такие разъяснения дают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-07-11/194, от 1 ноября 2007 г. № 03-07-15/175, от 14 августа 2007 г. № 03-07-15/120, от 31 июля 2006 г. № 03-04-11/132 и от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/1/421, ФНС России от 20 ноября 2007 г. № ШТ-6-03/899).
Если недостача вызвана потерями при хранении или транспортировке имущества, восстановить НДС следует в сумме, превышающей сумму налога, которую можно принять к вычету по потерям в пределах норм естественной убыли. Это объясняется тем, что суммы НДС по расходам, которые нормируются при расчете налогооблагаемой прибыли, принимаются к вычету только в пределах этих норм (абз. 2 п. 7 ст. 171, подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Следовательно, восстановить нужно только разницу между суммой НДС, относящейся ко всей стоимости потерь, и суммой НДС, относящейся к стоимости потерь по нормам естественной убыли. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-07-08/244 и от 31 июля 2006 г. № 03-04-11/132.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям не восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по имуществу, утраченному при хищении (если виновные лица не установлены), пожаре, порче и т. п*. Они заключаются в следующем.
Организация должна восстанавливать НДС только в случаях, прямо указанных в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Недостача имущества (утрата имущества в случае хищения при отсутствии виновных лиц, пожара, порчи и т. п.) в этом пункте не упомянута*. Других оснований для восстановления НДС Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Кроме того, входной НДС по имуществу, утраченному при хищении, порче, пожаре и т. П., ранее принят к вычету правомерно. К моменту применения вычета необязательно, чтобы имущество уже было использовано для выполнения облагаемых операций. Достаточно, чтобы у организации было намерение использовать его таким образом. Это следует из пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ*.
Поскольку утрата имущества не меняет первоначальной цели его приобретения, то оснований для восстановления ранее принятого к вычету НДС у организации нет.
Правильность такого подхода подтверждает многочисленная арбитражная практика* (см., например, решения ВАС РФ от 19 мая 2011 г. № 3943/11, от 23 октября 2006 г. № 10652/06, определения ВАС РФ от 21 октября 2009 г. № ВАС-13771/09, от 9 ноября 2007 г. № 13787/07, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А17-2257/2008-05-21, от 28 апреля 2008 г. № А82-15724/2004-37; Уральского округа от 22 января 2009 г. № Ф09-10369/08-С2, от 3 июля 2007 г. № Ф09-4997/07-С3; Северо-Западного округа от 3 сентября 2009 г. № А56-5351/2009; Московского округа от 2 апреля 2009 г. № КА-А41/2501-09, Центрального округа от 27 мая 2008 г. № А08-10126/06-20, от 31 марта 2008 г. № А-62-3848/2007; Поволжского округа от 29 января 2008 г. № А55-1226/2007-31; Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/180, от 5 июля 2006 г. № Ф03-А24/06-2/1229, от 11 мая 2006 г. № Ф03-А73/06-2/1183; Северо-Кавказского округа от 31 июля 2009 г. № А53-426/2009, от 26 марта 2009 г. № А32-2476/2008-45/42, от 27 марта 2008 г. № Ф08-1468/08-536А).
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России