Уважаемая Елена Геннадьевна!
В ответ на Ваш вопрос от 16.10.2013г. сообщаем следующее: Так как порядки отражений в учётах перерасчётов, причины которых не признаются ошибками, действующими нормативными актами не регламентированы, разработайте их самостоятельно исходя из положений ПБУ или правил МСФО, а по вопросам их налогового учёта и включения в декларации обратитесь за разъяснениями в Минфин или в налоговый орган. При этом задолженности, во взыскании которых Вам отказано судами, спишите как безнадёжные в периодах вынесения судами соответствующих решений или в периодах истечения соответствующих сроков исковой давности, а представление уточнённых деклараций может повлечь за собой начисление пеней и штрафов, а также проведение повторных выездных проверок.
Подробно порядки обращений за разъяснениями и списания долгов приведены ниже в рекомендациях «Системы
1.Рекомендация:Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности
Не являются ошибками неточности (пропуски) в отражении хозяйственной операции, выявленные при получении новой информации об этой операции (которая не была доступна на момент ее отражения (неотражения) в бухучете (отчетности))*.
Об этом сказано в пункте 2 ПБУ 22/2010*.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Рекомендация: Как составить учетную политику для целей бухучета
Выбор способов ведения учета
Формирование учетной политики включает в себя выбор того или иного способа ведения бухучета из нескольких, предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице. Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно. Если способ учета той или иной операции нормативными документами не установлен, разработайте его самостоятельно, исходя из положений других ПБУ или правил МСФО*.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:*
- получать в налоговых инспекциях по месту своего учета бесплатную информацию (в т. ч. письменную) о действующих налогах и сборах, о порядке их расчета, о полномочиях налоговых органов и их сотрудников;
- бесплатно получать в налоговых инспекциях действующие формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать в Минфине России (региональных и местных финансовых органах) письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
Обращение за разъяснениями законодательства
Ситуация: как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов (mod = 112, id = 58417)*
Обратиться в налоговую инспекцию можно:
- устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
- по электронной почте через Интернет;
- по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
- письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.
Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей, налоговые инспекции вправе не рассматривать (подп. 2 п. 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, п. 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).
Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.
За разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует обращаться в Министерство труда и социальной защиты России.
Ситуация: как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству (mod = 112, id = 58418)*
Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21НК РФ).
Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.
Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.
Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
4.Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении списание безнадежной дебиторской задолженности
Документальное оформление
Факт возникновения дебиторской задолженности должен быть подтвержден документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.
Размер просроченной дебиторской задолженности определите по результатам инвентаризации и отразите в акте, например, по форме № ИНВ-17. Инвентаризацию проводите по приказу руководителя (форма № ИНВ-22)*.
Письменным обоснованием списания конкретного обязательства служат акт инвентаризации и бухгалтерская справка, на основании которых руководитель издает приказ о списании дебиторской задолженности*.
Об этом сказано в пункте 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, письме УФНС России по г. Москве от 13 декабря 2006 г. № 20-12/109630*.
К акту инвентаризации дебиторской задолженности приложите документы, подтверждающие ее возникновение, например:*
- договоры, в которых указаны сроки погашения обязательств контрагентами;
- товарные накладные;
- акты выполненных работ (оказанных услуг);
- акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода.
Такой порядок следует из писем Минфина России от 8 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/11347 и УФНС России по г. Москве от 27 июня 2008 г. № 20-12/06095*.
Бухучет
Сумму задолженности спишите за счет резерва по сомнительным долгам (если он создавался) либо отнесите на финансовый результат деятельности организации. При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. В течение пяти лет с момента списания эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 007«Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Такой порядок предусмотрен пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности*.
Если в бухучете организация не создает резерв по сомнительным долгам, то списанную дебиторскую задолженность включите в состав прочих расходов в сумме, в которой она была отражена в бухучете (п. 11, 14.3 ПБУ 10/99)*.
Списание безнадежной дебиторской задолженности отразите проводкой:*
Дебет 91-2 Кредит 62 (58-3, 71, 73, 76...)
– списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность.
Пример отражения в бухучете списанной дебиторской задолженности. Организация не создает резерв по сомнительным долгам*
В январе 2010 года ООО «Торговая фирма "Гермес"» по договору поставки отгрузило ЗАО «Альфа» материалы на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). По договору «Альфа» должна была оплатить материалы 18 февраля 2010 года. В установленный срок оплата «Гермесу» не поступила. Срок исковой давности по задолженности «Альфы» отсчитывается с 19 февраля 2010 года и истекает 19 февраля 2013 года. 28 февраля 2013 года бухгалтер «Гермеса» провел инвентаризацию дебиторской задолженности. На основании результатов инвентаризации руководитель «Гермеса» издал приказ о списании безнадежной дебиторской задолженности.
Учетной политикой «Гермеса» не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.
28 февраля 2013 года в учете организации сделаны записи:
Дебет 91-2 Кредит 62
– 118 000 руб. – списана безнадежная дебиторская задолженность;
Дебет 007
– 118 000 руб. – принята к забалансовому учету списанная дебиторская задолженность.
Сумма задолженности будет отражаться на забалансовом счете в течение пяти лет, то есть до февраля 2018 года включительно. После этого бухгалтер «Гермеса» вправе ее списать.
Задолженность граждан
Списанная безнадежная дебиторская задолженность граждан (например, покупателей, которые не оплатили отгруженные им товары) признается их иными доходами (письмо Минфина России от 8 февраля 2012 г. № 03-04-06/4-27). В отношении таких доходов организация признается налоговым агентом по НДФЛ*.
ОСНО: налог на прибыль
При расчете налога на прибыль безнадежную дебиторскую задолженность можно списать:*
- за счет созданного резерва по сомнительным долгам (п. 5 ст. 266 НК РФ);
- за счет внереализационных расходов (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Если резерв по сомнительным долгам создавался, то включить во внереализационные расходы можно сумму задолженности, не покрытую за счет резерва (подп. 2 п. 2 ст. 265, п. 5 ст. 266 НК РФ)*.
Признание долга безнадежным
Основаниями для признания долга безнадежным в налоговом учете являются:*
- истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ)*;
- прекращение обязательства из-за невозможности его исполнения по причинам, не зависящим от воли сторон (ст. 416 ГК РФ). Например, в связи с форс-мажорными обстоятельствами (стихийными бедствиями, военными действиями, терактами и т. п.);
- прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ)*;
- прекращение обязательства вследствие ликвидации организации-должника (ст. 419 ГК РФ);
- постановление судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания долга из-за неустановления местонахождения должника, его имущества, отсутствия сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей в банках или отсутствия у него имущества.
Перечень оснований для признания долга безнадежным установлен статьей 266Налогового кодекса РФ и является закрытым. Следовательно, по другим основаниям дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, для расчета налога на прибыль безнадежной не признается. Например, если дебиторская задолженность прекращается при реорганизации (в форме присоединения), вследствие которой дебитор и кредитор совпадают, списать в расходы долг нельзя. В данном случае долг не признается безнадежным (ст. 413 ГК РФ, п. 2 ст. 266 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 6 декабря 2010 г. № ШС-37-3/17041 и Минфина России от 21 марта 2008 г. № 03-03-06/1/199*.
Дебиторскую задолженность, которую полностью или частично можно зачесть в счет погашения кредиторской задолженности по встречным однородным требованиям, нельзя признать безнадежной, а значит списать в расходы (письмо Минфина России от 4 октября 2011 г. № 03-03-06/1/620)*.
Если оснований для признания долга безнадежным сразу несколько, его следует списать в том периоде, в котором наступило первое по времени основание (письмо Минфина России от 22 июня 2011 г. № 03-03-06/1/373)*
Пример отражения в бухучете и при налогообложении списания безнадежной дебиторской задолженности. Резерв по сомнительным долгам не создается. Организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом*
В январе 2010 года ООО «Торговая фирма "Гермес"» по договору поставки отгрузило ЗАО «Альфа» материалы на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). По договору «Альфа» должна была оплатить материалы 18 февраля 2010 года. В установленный срок оплата «Гермесу» не поступила. Срок исковой давности по задолженности «Альфы» отсчитывается с 19 февраля 2010 года и истекает 19 февраля 2013 года. 28 февраля 2013 года бухгалтер «Гермеса» провел инвентаризацию дебиторской задолженности. На основании результатов инвентаризации руководитель «Гермеса» издал приказ о списании безнадежной дебиторской задолженности.
Учетной политикой «Гермеса» не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.
28 февраля 2013 года в учете организации сделаны записи:
Дебет 91-2 Кредит 62
– 118 000 руб. – списана безнадежная дебиторская задолженность;
Дебет 007
– 118 000 руб. – принята к забалансовому учету списанная дебиторская задолженность.
При расчете налога на прибыль сумма списанной дебиторской задолженности не учитывается. В бухучете возникает постоянная разница, с которой рассчитывается постоянное налоговое обязательство:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 23 600 руб. (118 000 руб. ? 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство с безнадежной дебиторской задолженности, которая не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
ОСНО: НДС
Налогооблагаемую прибыль уменьшает вся сумма безнадежной дебиторской задолженности с учетом НДС. Представители контролирующих ведомств подтверждают эту позицию (письма Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/517, от 21 октября 2008 г. № 03-03-06/1/596)*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
5.Рекомендация:Как сдать уточненную налоговую декларацию
Прием уточненных деклараций
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в приеме уточненной декларации (mod = 112, id = 54162)*
Да, может, если не был соблюден порядок оформления и представления налоговой отчетности.
Порядок представления налоговой отчетности установлен пунктом 4статьи 80 Налогового кодекса РФ. Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:
- отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
- представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке). Подробнее об этом см. Как оформитьуточненную налоговую декларацию;
- отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
- несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
- представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.
Об этом сказано в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Таким образом, если какое-либо из перечисленных требований организацией не выполнено, инспекция может отказать ей в приеме уточненной налоговой декларации.
В других случаях отказать в приеме уточненной декларации налоговая инспекция не вправе. Если организация все-таки получила отказ, отправьте уточненную декларацию по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В статье 80 Налогового кодекса РФ сказано, что налогоплательщики могут сдавать декларации через своих представителей. При этом без доверенности могут действовать только законные представители (ст. 27 НК РФ). В их число входят руководители или управляющие (руководители управляющих организаций). Это следует из положений статьи 53Гражданского кодекса РФ, статей 40 и 42 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
Другие лица могут быть уполномоченными представителями. Они вправе действовать от имени организации только по доверенности (ст. 29 НК РФ). Отсутствие у них доверенности является основанием для того, чтобы налоговая инспекция отказала в приеме отчетности (подп. 2 п. 28Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).
Ситуация: примет ли инспекция уточненную налоговую декларацию с требованием зачесть переплату по налогу в счет будущих платежей, если в отчетности за период, уже охваченный выездной налоговой проверкой, обнаружена ошибка, в результате которой у организации сложилась переплата (mod = 112, id = 54163)*
Да, примет.
Налоговая инспекция обязана принять уточненную декларацию, даже если она представлена за период, уже охваченный выездной налоговой проверкой (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ). Однако вопрос о возврате (зачете) излишне перечисленной суммы может быть решен только после камеральной проверки уточненной декларации (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2005 г. № Ф04-624/2005 (8629-А46-14) и Московского округа от 17 апреля 2003 г. № КА-А41/2098-03). И только при условии, что с момента возникновения переплаты по налогу прошло не более трех лет. Это следует из пункта 7статьи 78 Налогового кодекса РФ и постановления Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04.
Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности
Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Подача уточненной декларации, в которой налоговые обязательства организации увеличиваются, подразумевает, что в первичной декларации налог был посчитан неверно. Из этого налоговая инспекция может сделать вывод, что организация нарушила правила учета объектов налогообложения, вследствие чего налоговая база была занижена. Однако сам по себе факт подачи уточненной декларации не является основанием для привлечения организации к ответственности по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Чтобы оштрафовать организацию, инспекция должна провести камеральную налоговую проверку, установить факт совершения правонарушения и вынести соответствующее постановление (п. 1, 3 ст. 108 НК РФ). При этом инспекция должна учитывать наличие имеющейся у организации переплаты, подлежащей зачету или возврату. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 февраля 2013 г. № 03-02-07/1/2279*.
При подаче уточненной налоговой декларации организация не привлекается кответственности в трех случаях*.
1. Если представит ее до истечения срока, установленного для подачи деклараций(п. 2 ст. 81 НК РФ).
2. Если представит ее позже, но до истечения срока, установленного для уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются, если уточненная декларациябыла сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию:
- о назначении выездной проверки;
- об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке).
Такой порядок предусмотрен в пункте 3 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачидеклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:
- если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;
- если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.
Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ*.
Внимание: подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ*.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
16.10.2013г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Винников Геннадий
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт "Системы Главбух" Гранаткин Сергей
А еще только в октябре Вы можете получить быстрый устный ответ.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14