Нет, не противоречит. Так как исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации. И если представлены уточненные декларации за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, в графе 6 указывается установленный срок уплаты за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносится исправление, т.е. в Вашем случае 1 кв 2012 года (ПРИКАЗ ФНС РОССИИ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@).
В данной ситуации сумму НДС за текущий квартал (т.е. в Вашем случае 2,3 кв 2012 г) нужно было перечислять в бюджет, даже если по итогам предыдущего квартала (т.е. 1 кв 2012 г) организация подала в налоговую инспекцию декларацию и заявление о возмещении НДС. Решение о возмещении (отказе в возмещении) НДС налоговая инспекция должна принять в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки декларации (п. 2 ст. 176 НК РФ). Максимальный срок камеральной проверки – три месяца с момента подачи налоговой декларации. Это следует из положений пунктов 2 и 8 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
До тех пор пока решение о возмещении НДС не принято, в системе электронной обработки данных (СЭОД) налоговых инспекций в карточке лицевого счета организации сумма «к возмещению» не отражается.
При этом суммы НДС, начисленные к уплате в бюджет в текущем квартале, фиксируются в СЭОД (карточке лицевого счета):
- в течение пяти рабочих дней от даты регистрации налоговой декларации – при подаче декларации на бумажном носителе (п. 3.1.4, 3.3.8 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 18 июля 2012 г. № ММВ-7-1/505);
- в течение двух рабочих дней от даты регистрации налоговой декларации – при передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи (п. 3.2.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 18 июля 2012 г. № ММВ-7-1/505).
Если в этих условиях организация не перечислит в бюджет НДС за текущий квартал, то в учете налоговой инспекции у нее возникнет недоимка (независимо от суммы НДС «к возмещению» за предыдущий квартал). Эту недоимку инспекция имеет право взыскать с организации вместе с пенями, начисленными за период просрочки платежа (ст. 46, 75 НК РФ). Такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2008 г. № Ф03-А73/07-2/5773).
Такие правила установлены пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса РФ.
Если сумма НДС «к возмещению» будет подтверждена, инспекция отразит ее в карточке лицевого счета на дату подачи декларации (задним числом). Эта сумма уменьшит недоимку, сложившуюся за период, в течение которого проводилась камеральная проверка, и повлечет за собой пересчет пеней (п. 5 ст. 176 НК РФ). Однако к этому времени сумма недоимки (пеней) уже может быть взыскана по решению налоговой инспекции.
Если недоимка была взыскана, но после окончания камеральной проверки инспекция решила возместить НДС, то у организации возникнет переплата. Вернуть ее или зачесть в счет предстоящих платежей можно после того, как организация получит уведомление налоговой инспекции о принятом решении (п. 9 ст. 176 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Но есть пример, когда совместная сверка расчетов с налоговиками, помогла уйти компании от ответственности в похожей с Вами ситуации. Подробно см. 3.Статья.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Ситуация:нужно ли перечислять НДС за текущий квартал, если по итогам предыдущего квартала организация подала в налоговую инспекцию декларацию и заявление о возмещении НДС. Сумма «к уплате» за текущий квартал меньше суммы «к возмещению» за предыдущий квартал
Да, нужно.
Решение о возмещении (отказе в возмещении) НДС налоговая инспекция должна принять в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки декларации (п. 2 ст. 176 НК РФ). Максимальный срок камеральной проверки – три месяца с момента подачи налоговой декларации. Это следует из положений пунктов 2 и 8 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
До тех пор пока решение о возмещении НДС не принято, в системе электронной обработки данных (СЭОД) налоговых инспекций в карточке лицевого счета организации сумма «к возмещению» не отражается.
При этом суммы НДС, начисленные к уплате в бюджет в текущем квартале, фиксируются в СЭОД (карточке лицевого счета):
- в течение пяти рабочих дней от даты регистрации налоговой декларации – при подаче декларации на бумажном носителе (п. 3.1.4, 3.3.8 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 18 июля 2012 г. № ММВ-7-1/505);
- в течение двух рабочих дней от даты регистрации налоговой декларации – при передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи (п. 3.2.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 18 июля 2012 г. № ММВ-7-1/505).
Если в этих условиях организация не перечислит в бюджет НДС за текущий квартал, то в учете налоговой инспекции у нее возникнет недоимка (независимо от суммы НДС «к возмещению» за предыдущий квартал). Эту недоимку инспекция имеет право взыскать с организации вместе с пенями, начисленными за период просрочки платежа (ст. 46, 75 НК РФ). Такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2008 г. № Ф03-А73/07-2/5773).
По окончании камеральной проверки налоговая инспекция должна принять одно из трех возможных решений:
- о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
- о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
- о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.
Такие правила установлены пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса РФ.
Если сумма НДС «к возмещению» будет подтверждена, инспекция отразит ее в карточке лицевого счета на дату подачи декларации (задним числом). Эта сумма уменьшит недоимку, сложившуюся за период, в течение которого проводилась камеральная проверка, и повлечет за собой пересчет пеней (п. 5 ст. 176 НК РФ). Однако к этому времени сумма недоимки (пеней) уже может быть взыскана по решению налоговой инспекции.
Если недоимка была взыскана, но после окончания камеральной проверки инспекция решила возместить НДС, то у организации возникнет переплата. Вернуть ее или зачесть в счет предстоящих платежей можно после того, как организация получит уведомление налоговой инспекции о принятом решении (п. 9 ст. 176 НК РФ). Подробнее о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).
О.Ф. Цибизова
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. ПРИКАЗ ФНС РОССИИ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@: Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня
Исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации.
Графы 1-3 заполняются в порядке, изложенном в пункте 4 раздела IV настоящих Требований.
В графе 4 отражается документ, являющийся основанием для проведения соответствующих операций, указанных в графе 2 карточки "РСБ".
В графе 5 указывается дата получения (регистрации в налоговом органе) декларации (уточненной декларации), расчета авансовых платежей, дата решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по результатам налоговой проверки или другого документа, отраженного в графе 4 и определяющего (изменяющего) сумму начислений.
В графе 6 указывается срок уплаты исчисленной суммы налога (сбора), установленный законодательством о налогах и сборах, независимо от даты представления декларации и указания сумм "к уплате" или "к уменьшению". Если представлены уточненные декларации за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, в графе 6 указывается установленный срок уплаты за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносится исправление.
3. Статья: Совместная сверка расчетов с налоговиками помогла нам уйти от ответственности
Что проверили - НДС
Какие претензии предъявили - По мнению налоговиков, в связи с неуплатой НДС до подачи уточненной налоговой декларации, где такой дополнительный платеж указан, компания должна заплатить штраф и пени. Несмотря на наличие у общества переплаты по этому налогу
Цена вопроса - Более 1,2 млн рублей
К нам за помощью обратилась компания, которой по результатам камеральной проверки налоговики начислили штраф и пени за неполную уплату НДС при подаче уточненной декларации (п. 1 ст. 122 НК РФ). Дело в том, что при проверке «уточненки» инспекторы заявили, что общество не уплатило заявленный в такой декларации налог до момента сдачи декларации в инспекцию.
Действительно, согласно пункту 4 статьи 81 НК РФ, компания освобождается от привлечения к налоговой ответственности в случае, если до подачи уточненной декларации уплатила налог в бюджет. Однако в нашем случае общество заранее прикинуло, что на лицевом счете должна быть переплата по налогам. Компания рассчитывала на то, что инспекторы примут во внимание этот факт и расценят его как уплату НДС на момент подачи «уточненки».
Однако налоговики не только не учли переплату, но и заявили, что у проверяемого общества имеется недоимка. В связи с этим мы посоветовали компании сначала провести совместную с налоговиками сверку расчетов с бюджетом. Такое право предоставлено налогоплательщику в подпункте 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ. И только после этого подавать возражения. Как и ожидалось, результаты сверки стали главным аргументом в споре.
Налоговики заявили, что до представления уточненной налоговой декларации компания должна была уплатить заявленный в ней налог. По мнению налогового органа, только лишь факт перечисления денег до подачи декларации может подтверждать право на освобождение от ответственности за неполную уплату налога.
Однако проверяющие не учли, что на момент подачи уточненной налоговой декларации у компании была переплата по НДС. Этот факт подтверждала проведенная совместно с инспекторами сверка расчетов с бюджетом, результаты которой документально подтвердили, что переплата по налогу у проверяемой компании на дату подачи уточненной декларации полностью перекрывала недоимку, подлежащую доплате на основании этой декларации.
текст возражений
«По нашему мнению, налоговый орган неправомерно привлек проверяемую компанию к ответственности за неполную уплату налога, так как фактически недоимка была уплачена до подачи уточненной налоговой декларации.
Во-первых, на дату подачи спорной уточненной декларации у компании имелась переплата по НДС. Это подтверждается актом совместной сверки расчетов с бюджетом, которая была проведена до подачи письменных возражений на акт проверки. Указанная переплата полностью перекрывала сумму недоимки, подлежащую доплате на основании этой декларации.
Во-вторых, в пункте 42 постановления от 28.02.01 № 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” Пленум Президиума ВАС РФ разъяснил, что при применении статьи 122 НК РФ под неуплатой или неполной уплатой сумм налога следует понимать возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). Отметим, что переплата у проверяемого общества образовалась в момент возникновения права на налоговый вычет – в нашей ситуации это период до подачи уточненной налоговой декларации. По мнению ВАС РФ, факт переплаты возникает независимо от того, в каком периоде это право подтверждается налоговым органом по результатам проведенных камеральных проверок (определение ВАС РФ от 27.03.09 № ВАС-3241/09).
Таким образом, у проверяемого общества фактическая недоимка по НДС в бюджет отсутствует, а сальдо расчетов с бюджетом по НДС в КРСБ на дату составления акта проверки носило искаженный характер. Следовательно, общество было вправе получить освобождение от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ».
Контролеры указали, что в карточке расчетов с бюджетом у проверяемой компании все суммы указаны правильно, ошибок быть не может. Налоговики игнорировали наличие акта совместной сверки расчетов и продолжали настаивать на том, что у общества на момент подачи уточненной декларации переплаты не было. Так как ее не было в карточке расчетов с бюджетом – налоговикам о переплате стало известно лишь на дату подписания акта сверки.
Здесь мы напомнили налоговикам об их прошлых недочетах. Дело в том, что по результатам проверки предыдущего периода налоговики подтвердили компании право возмещения НДС в полном объеме.
При этом сумму переплаты контролеры не возвратили и не зачли в счет уплаты других налогов. Таким образом, мы указали проверяющим, что ошибки в карточке расчетов с бюджетом не исключены.
текст возражений
«По нашему мнению, налоговый орган необоснованно ссылается на достоверность данных, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом в отношении ООО “Компания”.
Обращаем внимание на тот факт, что по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за I квартал 2010 года, то есть за предыдущий налоговый период, инспекция вынесла решение о возмещении НДС в полном объеме.
В ходе проведения совместной с инспекцией сверки установлен факт отсутствия в КРСБ по НДС сведений о представленных в инспекцию в этот же день уточненных налоговых декларациях по НДС за другие налоговые периоды. В ходе совместной сверки расчетов с бюджетом данные суммы были разнесены в КРСБ по НДС.
При этом сумма переплаты не возвращена и не зачтена проверяемому обществу в счет уплаты других федеральных налогов. С учетом “правильного” сальдо общая сумма переплаты за предыдущий налоговый период полностью перекрывала сумму недоимки, подлежащей доплате на основании уточненной налоговой декларации за II квартал 2010 года.
Доводы же инспекции о несоблюдении проверяемым обществом условий подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ являются несостоятельными. Поскольку любая дополнительная уплата сумм налога на момент представления уточненной налоговой декларации по НДС за II квартал 2010 года привела бы к возникновению дополнительной переплаты, подлежащей возврату из федерального бюджета».
Инспекторы посчитали, что до представления уточненной налоговой декларации компания не уплатила соответствующие неуплаченной сумме НДС пени. По мнению налогового органа, факт неполной уплаты НДС в любом случае порождает пени по этому налогу.
Но проверяющие не учли, что пени по налогу возникают в случае неисполнения обязанности, чего в нашей ситуации не было. Обязанность уплатить НДС не может возникать при имеющейся у проверяемой компании переплате по этому налогу.
текст возражений
«В данной ситуации факт неуплаты пеней не может быть основанием для привлечения проверяемого общества к налоговой ответственности.
Поскольку у налогоплательщика не возникло обязанности при подаче уточненной декларации по НДС за II квартал 2010 года вносить в бюджет сумму НДС в связи с переплатой. Следовательно, обязанность уплачивать пени в бюджет отсутствует.
Кроме того, если налог уплачен, то за неуплату пеней налоговая ответственность не предусмотрена. Такое мнение содержится, к примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.10.08 № КАА40/951308».
Михаил Стаканов,
управляющий партнер ФАКТОР ГРУПП
Журнал «Практическое налоговое планирование», № 1, январь 2012