Исходя из текста вопроса, товар перемещается исключительно по территории Казахстана, то есть за пределами России. Таким образом, в данном случае операция по реализации не облагается НДС. При этом следует учесть, что в данной ситуации организации придется вести раздельный учет операций облагаемых и необлагаемых НДС. Так же следует отметить, что казахстанский поставщик может выставить документы на реализацию товара с выделением «казахстанского» аналога НДС. Такой налог будет являться косвенным налогом, выставленным по правилам иностранного государства. То есть такой НДС российская организация не сможет принять к вычету. По вопросу включения такого налога в состав расходов при расчете налога на прибыль позиция неоднозначна. Специалисты Минфина России считают, что такие налоги нельзя учесть в составе расходов. Специалисты ФНС считают, что косвенные налоги, уплаченные иностранным поставщикам можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль. То есть в этой ситуации организации следует самостоятельно принять решение об учете входного иностранного НДС.
Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»
1. Рекомендация:Как определить место реализации товаров
При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.*
Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).
Реализация товаров
Товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из условий*:
- товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) и при реализации не перемещается (абз. 2 ст. 147 НК РФ);
- в момент отгрузки (транспортировки) товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) (абз. 3 ст. 147 НК РФ).
Если не выполняется ни одно из указанных условий, то НДС с реализации товаров не платите. В частности, не платите налог*:
- при продаже здания или транспортного средства, находящегося на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-07-08/278);
- при продаже товаров, приобретенных в одном иностранном государстве и перемещаемых транзитом через Россию на территорию другого иностранного государства (письмо Минфина России от 25 ноября 2004 г. № 03-04-08/134).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Ситуация: Нужно ли учитывать при расчете налога на прибыль суммы НДС (его аналога), которые российская организация обязана уплачивать на территории иностранных государств
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит*.
При ведении хозяйственной деятельности за границей в соответствии с законодательством иностранных государств российская организация может уплачивать суммы НДС (его аналога):
- с выручки от реализации товаров (работ, услуг) – как правило, через налоговых агентов;
- в составе расходов на приобретение товаров (работ, услуг) – самостоятельно, на основании документов, предъявленных поставщиками (исполнителями)*.
По общему правилу для расчета налога на прибыль из доходов организации исключаются суммы налогов, которые она предъявляет своим покупателям (заказчикам) в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ). По мнению Минфина России, этим правилом следует руководствоваться не только при определении доходов от реализации на территории России, но и при определении доходов от реализации на территории иностранных государств. Таким образом, суммы НДС (его аналогов), которые по законодательству иностранного государства были уплачены (удержаны налоговым агентом) с выручки от реализации товаров (работ, услуг) за границей, налоговую базу по налогу на прибыль не увеличивают. Об этом, в частности, сказано в письме Минфина России от 28 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/112.
В отношении НДС (его аналогов), уплаченного российской организацией иностранным поставщикам (исполнителям), позиции контролирующих ведомств различаются*.
Минфин России считает, что суммы таких налогов налогооблагаемую прибыль организации не уменьшают. Основной аргумент, который приводится в подтверждение этой позиции, заключается в том, что при расчете налога на прибыль можно учесть только те налоги, которые начислены в соответствии с российским законодательством (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Возможность включения «иностранного» НДС (его аналогов) в состав расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ финансовое ведомство отрицает*. Это объясняется тем, что порядок включения налогов в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, регулируется подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Следовательно, списание этих расходов по другой статье затрат неправомерно. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 28 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/112, от 28 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/303, от 16 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/813, от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/644, от 24 декабря 2008 г. № 03-03-05/180, от 23 мая 2008 г. № 03-08-05, от 14 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/281.
Следует отметить, что в отношении НДС, включенного в стоимость гостиничных услуг за время пребывания в загранкомандировках, Минфин России придерживается другой точки зрения. В письмах от 30 января 2012 г. № 03-03-06/1/37, от 14 февраля 2008 г. № 03-03-06/4/8 и от 9 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/74 говорится, что суммы НДС (его аналога), уплаченные за услуги по предоставлению жилых помещений, можно списывать в составе командировочных расходов, если включение НДС (его аналога) в стоимость услуг документально подтверждено (подп. 12 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК РФ).
Позиция ФНС России сводится к тому, что НДС (его аналоги), уплаченные российской организацией иностранным поставщикам (исполнителям), можно учесть в составе расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Представители налогового ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, согласно которым при расчете налога на прибыль учитываются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. Поэтому, если НДС (его аналог), уплаченный по законодательству иностранного государства, соответствует данным критериям, его сумму можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Такую же позицию ФНС России занимает не только в отношении НДС (его аналогов), но и в отношении других иностранных налогов. В письме от 1 августа 2011 г. № ЕД-20-3/1087 сказано, что в состав расходов нельзя включать лишь те налоги, для которых российским законодательством предусмотрена возможность проведения зачетов (например, налог на прибыль (ст. 311 НК РФ) и налог на имущество (ст. 386.1 НК РФ)).*
Учитывая, что единый подход к решению данного вопроса не выработан, в рассматриваемой ситуации организация должна самостоятельно выбрать возможный вариант действий. При этом следует учитывать, что включение иностранных налогов в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, может привести к спорам с проверяющими*.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, налогов, уплаченных по законодательству иностранных государств (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 13 октября 2011 г. № А62-439/2011, Северо-Западного округа от 23 ноября 2009 г. № А56-4991/2009, Московского округа от 29 мая 2012 г. № А40-112211/11-90-466, от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6679-09). Принимая такие решения, суды исходят из того, что фактически уплаченные и документально подтвержденные суммы иностранных налогов соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Следовательно, они могут учитываться при налогообложении прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Ситуация:Нужно ли начислить НДС со стоимости работ (услуг), оказанных российской организации белорусской (казахской) организацией. Белорусская (казахская) организация не состоит в России на налоговом учете
Ответ на этот вопрос зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг).
По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика (подп. 5 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). Исключение предусмотрено в отношении работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ. Например, местом реализации рекламных (маркетинговых, юридических, консультационных и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель (заказчик) (подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской(казахской) организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ, ст. 2протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму «входного» налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Если местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте. О возможности ее включения в налоговые расходы см. Как учесть при расчете налога на прибыль прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
В ситуациях, когда белорусская (казахская) организация оказывает российской организации услуги по переработке давальческого сырья, местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь(Республики Казахстан). Если в дальнейшем продукты переработки будут ввезены на территорию России, то российская организация должна будет начислить НДС по ввезенным продуктам переработки исходя из стоимости оказанных ей услуг в порядке, предусмотренном для импорта товаров из стран – участниц Таможенного союза. Это следует из положений пункта 2 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Пример отражения в бухучете суммы НДС со стоимости услуг, оказанных российской организации белорусской организацией. Местом реализации услуг является территория Республики Беларусь. Белорусская организация не состоит в России на налоговом учете*
ЗАО «Альфа» ведет в России деятельность, облагаемую НДС. «Альфа» заключила договор с белорусской транспортной компанией* на перевозку материалов по территории Республики Беларусь (из г. Минска в г. Брест). Стоимость транспортных услуг составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС – 5400 руб.).
Местом реализации транспортных услуг является территория Республики Беларусь (подп. 5 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
НДС со стоимости транспортных услуг был предъявлен организации по законодательству иностранного государства (а не в соответствии с российским законодательством). Поэтому сумму «входного» НДС бухгалтер «Альфы» к вычету не принял. В бухучете сумму налога бухгалтер включил в состав расходов.
В бухучете «Альфы» сделаны следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 76
– 30 000 руб. – отражены расходы по транспортировке материалов на территории Республики Беларусь;
Дебет 19 Кредит 76
– 5400 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная транспортной компанией;
Дебет 20 Кредит 19
– 5400 руб. – отнесена сумма «входного» НДС на производственные расходы*.
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4. Ситуация:Нужно ли вести раздельный учет операций, облагаемых НДС, и операций, которые не признаются объектом обложения НДС, в том числе операций, местом реализации которых не является территория России
Да, нужно*.
В Налоговом кодексе РФ обязанность вести раздельный учет установлена для организаций, осуществляющих, наряду с операциями, облагаемыми НДС, операции, не подлежащие налогообложению или освобожденные от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ).
По мнению контролирующих ведомств, для целей ведения раздельного учета не подлежащими налогообложению (освобожденными от налогообложения) считаются как операции, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ, так и операции, перечисленные в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ (которые не признаются объектом обложения НДС)*. Кроме того, из положений пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ следует, что объектом обложения НДС не признаются операции, местом реализации которых территория России не является.
При таком подходе, если организация, наряду с деятельностью, облагаемой НДС, проводит операции, которые не признаются объектом налогообложения (например, ремонтирует недвижимость, расположенную за границей, или продает в России земельный участок), она обязана организовать раздельный учет.*
Если организация приобретает, производит и (или) реализует товары (работы, услуги), имущественные права, не являющиеся объектом налогообложения, она может не вести раздельный учет «входного» НДС лишь в двух случаях*:
- если в налоговом периоде у организации были только эти операции;
- если доля совокупных расходов по операциям, не подлежащим налогообложению, не превышает 5 процентов от совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Такой вывод следует из абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/104, от 24 января 2008 г. № 03-07-08/19 и ФНС России от 16 февраля 2010 г. № 3-1-11/117. Правомерность такого подхода подтверждается Президиумом ВАС РФ в постановлении от 5 июля 2011 г. № 1407/11.
Следует отметить, что ранее некоторые суды занимали противоположную позицию (см., например, постановления ФАС Московского округа от 7 февраля 2011 г. № КА-А40/17785-10, Западно-Сибирского округа от 23 августа 2007 г. № Ф04-5743/2007(37454-А27-34)). Свои выводы судьи основывали на буквальном толковании положений Налогового кодекса РФ, согласно которым обязанность по ведению раздельного учета возникает только в том случае, когда наряду с деятельностью, облагаемой НДС, организация осуществляет операции, освобожденные от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ). После выхода постановления Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1407/11 следует ожидать, что арбитражная практика по данному вопросу станет однородной.
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России