если Ваша организация откроет парикмахерскую в Москве, то в этом случае у Вас образуется обособленное подразделение. При этом Ваша организация сможет применять упрощенку, если обособленные подразделения не будут иметь статуса филиала или представительства.
В случае если Вы зарегистрируетесь как предприниматель, то встанете на учет в инспекцию по месту жительства. При расширении географии бизнеса в рамках этой же системы налогообложения повторно вставать на учет в другом регионе Вам не нужно, поскольку подобная обязанность налоговым законодательством не установлена.
Преимущество заключается в том, что для предпринимателей установлены меньшие ставки по налоговым обязательствам, а также упрощен порядок расчета по отдельным налогам. Кроме того, предприниматели не обязаны открывать банковский счет и вести бухучет. Для предпринимателей особых правил ведения бизнеса в общем законодательстве нет.
Наиболее существенным из недостатков является то, что предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предпринимателю проще прекратить деятельность в случае необходимости. С другой стороны, не получится продать бизнес - можно лишь продать имущество предпринимателя.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Статьи и справки: Обособленное подразделение – любое подразделение организации, территориально удаленное от ее местонахождения, где созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено это в учредительных (внутренних) документах организации или нет. Об этом сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.*
2.Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения
Да, можно.
Однако это правило действует при выполнении следующих условий.*
Во-первых, должны быть соблюдены стоимостные и количественные показатели, ограничивающие право применения упрощенки (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Во-вторых, обособленное подразделение не должно быть указано в учредительных документах организации (автономного учреждения) в качестве филиала или представительства. Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ запрещает применять упрощенку организациям, имеющим структурные подразделения с таким статусом (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Понятие «обособленное подразделение» шире понятий «филиалы» и «представительства» (ст. 11 НК РФ, ст. 55 ГК РФ). Поэтому организации или автономные учреждения могут применять упрощенку, если их обособленные подразделения не имеют статуса филиала или представительства.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14.
При нарушении хотя бы одного из этих условий организация, автономное учреждение не вправе применять упрощенку.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3.Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков
Информирование налоговой инспекции
Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:*
1) об участии в российских и иностранных организациях – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
2) об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;*
3) об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
4) об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:
- в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);
- в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.
Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;*
Это следует из положений пункта 2 статьи 23, статьи 6.1 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 5 Закона от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.
Постановка на налоговый учет
Порядок постановки на учет (снятия с учета) организаций по местонахождению обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств утвержден приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.
Постановка на учет по местонахождению организации производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).*
При наличии обособленных подразделений организация должна встать на учет в налоговых инспекциях по местонахождению каждого из них. Даже в том случае, если обособленное подразделение относится к той же налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете по другому основанию. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ.*
Постановка на учет по местонахождению обособленного подразделения (кроме филиалов и представительств) осуществляется налоговой инспекцией на основании сообщения, поданного организацией. Постановка на учет по местонахождению филиала или представительства производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений ЕГРЮЛ. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 4 статьи 83, абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ.*
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Статья: Как платить налоги, если предприниматель ведет деятельность в разных регионах
Постановка на учет. Применяя обычную «упрощенку», предприниматель встает на учет в инспекцию по месту жительства. При расширении географии бизнеса в рамках этой же системы налогообложения повторно вставать на учет в другом регионе ему не нужно, поскольку подобная обязанность налоговым законодательством не установлена. А вот если предприниматель купит в Ростове нежилое помещение, то у него появится обязанность встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества. Такое правило установлено пунктом 1 статьи 83 НК РФ.*
Уплата налога. По общему правилу предприниматели уплачивают единый налог и авансовые платежи по месту жительства (п. 6 ст. 346.21 НК РФ). В рассматриваемом случае предприниматель получает доход в Саратове и Ростове. Значит, налог с совокупной суммы дохода ему нужно платить по реквизитам саратовской налоговой инспекции.*
Сдача отчетности. Декларацию предпринимателю нужно сдать в инспекцию по месту жительства (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). При этом не важно, где именно он ведет деятельность. Отчитаться он должен в инспекции, в которой состоит на учете.*
Скажем также несколько слов и о Книге учета доходов и расходов. Налоговый регистр нужно заполнять в целом по налогоплательщику. То есть независимо от количества мест осуществления деятельности Книга учета у индивидуального предпринимателя может быть только одна. В ней он фиксирует все хозяйственные операции, влияющие на налоговую базу.
В. А. Синицына
эксперт журнала «Упрощенка»
5.Рекомендация: Чем ООО отличается от АО и от индивидуального предпринимателя
Отличия ООО от предпринимателя
Основное отличие – размер ответственности. Участники ООО не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков только в пределах своей доли (п. 1 ст. 2 Закона об ООО).
Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, отвечает по своим обязательствам (в том числе принятым на себя в качестве индивидуального предпринимателя) всем своим имуществом (ст. 23–25 ГК РФ).*
Зарегистрировать ООО немного дороже и сложнее, чем стать индивидуальным предпринимателем. Чтобы зарегистрировать ООО, нужно оформить больше документов, чем для регистрации индивидуального предпринимателя.
Кроме того, при регистрации ООО нужно заплатить госпошлину в размере 4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), для индивидуального предпринимателя сумма госпошлины составляет 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).*
Индивидуального предпринимателя нужно регистрировать по месту жительства, а ООО – по юридическому адресу. В ЕГРЮЛ указывается именно адрес места жительства индивидуального предпринимателя* (подп. «д» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), юридический адрес для него не предусмотрен.
В ООО может входить до 50 участников (п. 3 ст. 7 Закона об ООО), а индивидуальный предприниматель работает один. Он вправе только нанимать работников.* Чтобы объединиться со своими партнерами, ему нужно создать юридическое лицо либо заключить договор простого товарищества, либо выбрать какую-то иную форму сотрудничества.
Штрафы для юридических лиц гораздо больше, чем для индивидуальных предпринимателей. Так, за совершение административных правонарушений индивидуальные предприниматели несут ответственность не как юридические лица, а как должностные лица, если для них в статье не установлены специальные санкции (ст. 2.4 КоАП РФ).*
Долю в ООО можно продать. Бизнес, построенный в качестве индивидуального предпринимателя, так продать не получится.* Нужно будет либо создавать ООО, переоформлять все на него и потом продавать 100 процентов доли, либо продавать только имущество.
ООО – это более солидно. Принято считать, что индивидуальные предприниматели – это малый бизнес, который «выживает» любыми способами и порой не в состоянии нести ответственность за свою деятельность. По этой причине некоторые компании отказываются работать с индивидуальными предпринимателями.*
В форме ООО работают обычно предприятия среднего и малого бизнеса, и среди них есть известные компании.
ООО сложно и долго ликвидировать. Процесс ликвидации ООО занимает несколько месяцев. В то же время прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя обычно занимает меньше одного месяца.*
Владислав Кузнецов
ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»
Константин Забоев
председатель 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области, кандидат юридических наук