К доходам, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, относят, в частности, денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования. Целевое финансирование может осуществляться как в виде финансовой помощи от государства, так и в виде негосударственного целевого финансирования.
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в Налоговом кодекса РФ, закрыт. Рассматриваемый вид поддержки в данном перечне не поименован. В этой связи независимо от источника выплаты (государственная или негосударственная поддержка) рассматриваемые денежные средства Вашей организации следует включить в доход, облагаемый в рамках УСН.
Если средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, то они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более: двух лет. В случае когда к концу второго года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
1.Ситуация: Нужно липри расчете единого налога включить в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые не относятся к средствам целевого финансирования в целях налогообложения. Организация применяет упрощенку
Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:
- доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
- внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.
Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ* (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:
- в рамках целевого финансирования* (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов* (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.
При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов.* А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:
- средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
- средства получены для использования по иному назначению.
Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:
- двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан.*
В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.
Вместе с тем, если получена субсидия на содействие самозанятости безработных граждан, но нарушены условия ее получения, всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.
Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. Однако организации, которые применяют объект «доходы», должны выполнить для этого дополнительное требование – вести учет израсходованных сумм субсидий.* Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.
При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают. Такой порядок разъяснен в письме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.
Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь»
О.Д. Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:
- финансовой помощи от государства (государственная помощь);
- имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование).*
Негосударственное целевое финансирование
К негосударственному целевому финансированию относятся, например:
- гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);
- инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;
- инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
- средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
- средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).
Основными признаками, позволяющими определить характер поступивших средств как целевое финансирование, являются:
1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.
2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).
УСН
Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в состав доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.
При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:
- вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
- использовать полученные средства строго по целевому назначению.
При отсутствии раздельного учета поступившие средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите в составе доходов при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ). В частности, данный вывод относится к средствам, полученным от учредителей на финансирование целевых мероприятий. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите при расчете единого налога в порядке, предусмотренном для получения финансовой помощи от учредителя.
О.Д. Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2011 № 03-11-11/69 «УСН: средства на приобретение специализированного оборудования для организации производства сувенирной продукции”
«В соответствии с пунктом 1.1 статьи 346_15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
Так, на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде полученных грантов.
Грантами признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по Перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
Поскольку средства* на приобретение специализированного оборудования для организации производства сувенирной продукции и декоративных предметов интерьера мебели, полученные 2010 году индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, из областного фонда поддержки малого предпринимательства не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса, указанные средства должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.*
С 1 января 2011 года в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 07.03.2011 № 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода».