Организация должна вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность (Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности).
С информацией о составе налоговой отчетности Вы можете ознакомиться по ссылке: Состав налоговой отчетности за налоговые (отчетные) периоды 2013 года . Отчитываться организации нужно только по тем налогам, по которым она признается плательщиком.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Рекомендация:Как организовать ведение бухучета
Все организации обязаны вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность* (ч. 1 ст 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Полностью освобождены от ведения бухучета:*
– индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
– находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
Об этом сказано в части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Организация бухучета
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ведение бухучета и хранение документов бухучета организуются руководителем организации* (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Он обязан:*
– либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации;
– либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);
– либо принять ведение бухучета на себя (если организация является субъектом малого или среднего бизнеса).
Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Требования к главбуху ОАО
Особые требования к главному бухгалтеру установлены в открытых акционерных обществах.*
Так, лицо, на которое возлагается ведение бухучета (например, главный бухгалтер), должно отвечать следующим требованиям:*
– иметь высшее профессиональное образование;
– иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. При отсутствии высшего профессионального образования стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (раздел VIII УК РФ).
Такие правила установлены частью 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Если руководитель поручает ведение бухучета стороннему специалисту, последний также должен отвечать указанным требованиям. Если же договор об оказании услуг по ведению бухучета заключен с организацией, она должна иметь не менее одного сотрудника, отвечающего указанным требованиям.*
Это установлено частью 6 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Федеральное законодательство может устанавливать и иные, дополнительные требования к главному бухгалтеру (другому лицу, на которое возложено ведение бухучета) (ч. 5 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Указанные требования не применяются, если главбух (иное лицо) приступил к своим обязанностям до 1 января 2013 года (ч. 2 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Основные правила бухучета
Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:*
- федеральными и отраслевыми стандартами. До их утверждения следует применять документы, регулирующие порядок ведения бухучета, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом указанные документы применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012);
- положениями по бухучету (субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010 организации, не публикующие бухгалтерскую отчетность, могут не применять ПБУ 11/2008);
- рекомендациями в области бухучета;
- стандартами самой организации (экономического субъекта);
- другими документами в области регулирования бухучета.
Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Организация обязана вести бухучет:*
- в рублях;
- непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения своей деятельности в результате ликвидации (реорганизации);
- с отражением всех объектов бухучета в регистрах бухучета без пропусков и изъятий;
- с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами).
Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 6, пунктами 2 и 3 статьи 10, пунктом 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008).
Рабочий план счетов
При разработке рабочего плана счетов необходимо опираться на учетную политику организации для целей бухучета. Одновременно рабочий план счетов должен учитывать специфику деятельности организации. Обеспечить это можно с помощью оптимального построения синтетического и аналитического учета.*
В рабочий план нужно включить только те синтетические счета, которые организация будет использовать на практике. Добавлять в рабочий план новые синтетические счета (не предусмотренные Планом счетов) можно только по согласованию с Минфином России. Об этом сказано в абзацах 4 и 6 Инструкции к плану счетов.*
Определить структуру аналитического учета (виды субсчетов, глубину аналитики и т. п.) организация может самостоятельно. При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.*
В Инструкции к плану счетов после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема его корреспонденции с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией (письмо Минфина России от 24 марта 2009 г. № 07-02-06/90).
Первичные документы
Бухучет ведется на основании первичных документов. Все факты хозяйственной жизни должны быть подтверждены первичными документами. Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. Формы первичных документов утверждает руководитель.*
Подробнее об оформлении первичных документов см. Как организовать документооборот в бухгалтерии.
Внутренний контроль
Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни* (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Книга: Садовые товарищества: учет и налоги
Бухгалтерский учет средств целевого финансирования
Взносы участников должны отражаться в бухгалтерском учете обособленно по их видам исходя из определений, приведенных в Законе № 66-ФЗ, а также их экономического содержания.*
Для учета начисленных и поступивших взносов целесообразно открывать отдельные субсчета к счету 86 "Целевое финансирование", например:*
86-1 "Вступительные взносы" - для учета денежных средств, внесенных членами садоводческого некоммерческого объединения на организационные расходы на оформление документации;
86-2 "Членские взносы" - для учета денежных средств, периодически вносимых членами садоводческого товарищества на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения;
86-3 "Целевые взносы" - для учета денежных средств, внесенных членами садоводческого товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования.
Учет паевых и дополнительных взносов организуется и ведется в садоводческих кооперативах, которые отличаются от садоводческих товариществ тем, что ведут определенную коммерческую деятельность (например, по реализации выращенной продукции). В том случае, когда садоводческое товарищество получает субсидии, субвенции или иные виды государственной помощи, для их учета следует открывать отдельный субсчет.
К счету 86 может быть также открыт дополнительный субсчет "Прочие источники" - например, для отражения расчетов с гражданами, не являющимися членами товарищества, но пользующимися за плату его инфраструктурой.
На счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" целесообразно учитывать задолженность участников товарищества по членским взносам. Задолженность по вступительным взносам отражается, как правило, при их внесении, поэтому использование счетов учета расчетов не обязательно.
Однако с точки зрения оперативного учета задолженности участников товарищества по взносам такой учет может быть организован.
Пример 1.* Общим собранием членов садоводческого товарищества "Мечта огородника" установлен размер членских взносов - 200 руб. с сотки в год, размер вступительных взносов - 1000 руб. Также собранием членов товарищества принято решение о сборе целевых взносов на строительство дороги в размере 600 руб. с участка.
При отражении задолженности участников товарищества по взносам в учете садоводческого товарищества делаются проводки:
Дебет 76-5 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 86-2 "Членские взносы"
- 1200 руб. (200 руб. x 6 соток) - отражена задолженность членов товарищества по членским взносам;
Дебет 76-5 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 86-3 "Целевые взносы"
- 600 руб. - отражена задолженность членов товарищества по целевым взносам на строительство дороги;
Дебет 50 "Касса" Кредит 76-5 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- 1800 руб. - членом товарищества внесены в кассу членские и целевые взносы.
Пример 2.* Общим собранием членов садоводческого товарищества "Мечта огородника" принят новый член товарищества, размер вступительных взносов - 1000 руб.
При отражении задолженности участников товарищества по взносам в учете садоводческого товарищества делаются проводки:
Дебет 76-5 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 86-1 "Вступительные взносы"
- 1000 руб. - отражена задолженность членов товарищества по вступительным взносам;
Дебет 50 "Касса" Кредит 76-5 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- 1000 руб. - членом товарищества внесен в кассу вступительный взнос.
Возможен такой вариант отражения данной операции в учете:
Дебет 50 "Касса" Кредит 86-1 "Вступительные взносы"
- 1000 руб. - вступительный взнос внесен членом садоводческого товарищества непосредственно в момент вступления.
Булатова М.А.
«Налог Инфо», «Статус-Кво 97», 2007