1. Да, в данном случае реализация имущества организации – банкрота облагается НДС, так как организация-банкрот находится на ОСНО и следовательно являлось плательщиком НДС.
2.Плательщиком налога в этом случае является налоговый агент, т.е. Ваша организация, так как
организация признается налоговым агентом по НДС если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ). Но по мнению ВАС РФ, при приобретении имущества должника, признанного банкротом, покупатель обязан выплатить должнику или организатору торгов полную стоимость выкупаемого имущества без удержания НДС. Сумму НДС со стоимости реализованного имущества должник, признанный банкротом, обязан самостоятельно перечислить в бюджет в порядке очередности, установленной статьями 134 и 138 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ или статьей 50.36 Закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ. Такие разъяснения содержатся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 11. Поэтому до тех пор, пока законодатель не устранит несоответствия между различными отраслями права, организации – покупатели имущества должников, признанных банкротами, будут находиться в двойственном положении. Любое их решение станет предметом рассмотрения в суде. Подробно см. Рекомендация.
3. НДС в данном случае не возмещается, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ в обязанности налогового агента входит расчет и перечисление в бюджет суммы налога, удержанного у налогоплательщика, т.е. организации-банкроту перечисляется сумма без НДС.
4. Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ). Поэтому если Вы приобретете имущество данной фирмы на компанию на УСН, всё равно Вы будете являться налоговым агентом по НДС.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).
НДС при приобретении имущества банкротов
Ситуация:должна ли российская организация исполнить обязанности налогового агента по НДС при приобретении на торгах предприятия (имущественного комплекса), которое признано банкротом
Да, должна, если предприятие-банкрот являлось плательщиком НДС.
Из положений пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса РФ следует, что организация признается налоговым агентом по НДС, если она приобретает имущество предприятия, признанного банкротом. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ в обязанности налогового агента входит расчет и перечисление в бюджет суммы налога, удержанного у налогоплательщика. Если предприятие-банкрот налогоплательщиком не являлось (например, применяло упрощенку), то организация, приобретающая имущество данного предприятия, налоговым агентом не признается. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 июня 2012 г. № 03-07-15/63, от 24 апреля 2012 г. № 03-07-11/122.
Если же предприятие-банкрот являлось плательщиком НДС, то при приобретении его имущества покупатель должен исполнить обязанности налогового агента и удержать налог.
Внимание: по мнению ВАС РФ, при приобретении имущества должника, признанного банкротом, покупатель обязан выплатить должнику или организатору торгов полную стоимость выкупаемого имущества без удержания НДС. Сумму НДС со стоимости реализованного имущества должник, признанный банкротом, обязан самостоятельно перечислить в бюджет в порядке очередности, установленной статьями 134 и 138 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ или статьей 50.36 Закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ. Такие разъяснения содержатся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 11.
Позиция Пленума ВАС РФ основана на нормах гражданского и трудового права, а также законодательства о банкротстве. Принятое постановление направлено на соблюдение экономических и юридических интересов всех кредиторов должника, которое обеспечивается за счет установленной очередности удовлетворения их требований. В то же время разъяснения Пленума ВАС РФ вступают в прямое противоречие с положениями пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса РФ, которыми предусмотрено, что покупатели имущества должников, признанных банкротами, признаются налоговыми агентами по НДС. То есть именно они обязаны рассчитать сумму НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет.
Приоритет норм налогового законодательства над позицией Пленума ВАС РФ подтверждается в письме Минфина России от 30 апреля 2013 г. № 03-07-11/15320. Несмотря на разъяснения Пленума ВАС РФ, представители финансового ведомства по-прежнему настаивают на том, что покупатели, приобретающие имущество должников-банкротов, должны перечислять продавцам стоимость этого имущества без НДС.
В то же время разъяснения Пленума ВАС РФ обязательны для всех арбитражных судов. Поэтому до тех пор, пока законодатель не устранит несоответствия между различными отраслями права, организации – покупатели имущества должников, признанных банкротами, будут находиться в двойственном положении. Любое их решение станет предметом рассмотрения в суде.
Если налоговые агенты станут удерживать НДС, то они будут проигрывать арбитражные споры с конкурсными управляющими (представителями должников). В этом случае в суды придется подавать иски к налоговым инспекциям с требованиями о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм НДС.
Если покупатели будут перечислять должникам полную стоимость приобретаемого имущества, в арбитраже им придется отстаивать свое решение в спорах с налоговыми инспекциями.
В сложившихся условиях менее рискованным можно признать второй вариант. Руководствуясь постановлением Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 11, суды с высокой степенью вероятности будут вставать на сторону налоговых агентов, не исполнивших свои обязанности.
Оценивая судебные перспективы возможных споров, налоговая служба признает, что покупатели имущества должников-банкротов могут не исполнять обязанности налоговых агентов (письмо ФНС России от 10 июля 2013 г. № ЕД-4-3/12413). В настоящее время документ с изложением данной позиции направлен на согласование в Минфин России.
Определять налоговую базу нужно расчетным методом по каждому виду приобретенных активов. В состав имущественного комплекса могут входить активы, реализация которых не облагается НДС (например, ценные бумаги или денежные средства). Их стоимость включать в налоговую базу не нужно. Это следует из положений статьи 146 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 февраля 2007 г. № А05-13851/2005-33).
Остальные активы сгруппируйте в соответствии со структурой баланса приобретаемого предприятия (основные средства, нематериальные активы, материалы, товары и т. д.) и отразите в счете-фактуре, составленном в одном экземпляре.
Для расчета НДС со стоимости сгруппированных активов используйте следующую формулу:
Налоговая база по приобретенным активам | = | Балансовая стоимость активов | ? | Поправочный коэффициент |
Если цена реализации предприятия (имущественного комплекса) ниже балансовой стоимости имущества, поправочный коэффициент рассчитайте по формуле:
Поправочный коэффициент | = | Цена предприятия (имущественного комплекса) |
Балансовая стоимость активов |
Если цена реализации предприятия выше балансовой стоимости имущества, при расчете поправочного коэффициента применяйте формулу:
Поправочный коэффициент | = | Цена предприятия (имущественного комплекса) | – | Балансовая стоимость дебиторской задолженности | – | Стоимость ценных бумаг |
Балансовая стоимость имущества | – | Балансовая стоимость дебиторской задолженности | – | Стоимость ценных бумаг |
По каждому виду имущества, реализация которого облагается НДС, рассчитайте сумму налога по расчетной ставке 15,25 процента. Такой порядок установлен пунктами 1 и 4 статьи 158, пунктом 4.1 статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 1 февраля 2012 г. № 02-04-11/349.
Следует отметить, что положения пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие после 1 октября 2011 года. Если организация оплатила стоимость имущественного комплекса предприятия-банкрота до 1 октября 2011 года, то налоговым агентом по НДС она не признается. Об этом сказано в письмах Минфина России от 15 августа 2012 г. № 03-07-15/110, от 17 апреля 2012 г. № 03-07-11/115.
О.Ф. Цибизова
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России