Гражданским законодательством определены три вида посреднических договоров: договор поручения, договор комиссии и агентский договор. По агентскому и комиссионному договорам выплата вознаграждения обязательна (ст. 991, 1006 ГК РФ). По договору поручения вознаграждение может не выплачиваться только в том случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 972 ГК РФ). При проверке ИФНС может посчитать договор без вознаграждения уходом от налогов и переквалифицировать такие сделки и доначислив НДС и налог на прибыль со всей суммы реализации, а также пени. А в случае применения «упрощенки» – либо увеличить сумму единого налога, либо лишить права на применение спецрежима. Исходя из этого, самый безопасный вариант – предусмотреть обязательное условие о выплате вознаграждения. К тому же, если организации взаимозависимые, они должны применять рыночные цены при определении налоговой базы, так как такие сделки контролируются ФНС.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1.Рекомендация: Какие бывают виды посреднических договоров.
Гражданским законодательством определены три вида посреднических договоров: договор поручения, договор комиссии и агентский договор.
По каждому из этих договоров заказчик (доверитель, комитент, принципал) может поручить посреднику (поверенному, комиссионеру, агенту):
- реализовать принадлежащие ему товары (найти клиентов, нуждающихся в результатах его работ или услугах);
- приобрести необходимые ему товары (работы, услуги).
Независимо от характера поручения, данного заказчиком, за его исполнение посреднику положено вознаграждение. По агентскому и комиссионному договорам выплата вознаграждения обязательна (ст. 991, 1006 ГК РФ). По договору поручения вознаграждение может не выплачиваться только в том случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 972 ГК РФ). *
О.Д. Хороший
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Статья: Как защитить договор комиссии от переквалификации в договор купли – продажи.
Комиссионные сделки несут массу возможностей. В частности, в доход посредника включается только его вознаграждение, а не вся сумма операции (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом у собственника реализация товара откладывается до момента его передачи конечному покупателю, а не комиссионеру (ст. 996 ГК РФ, ст. 39 НК РФ). На этих нюансах построены многие способы оптимизации, позволяющие переносить налоговую базу на комиссионера с льготным налогообложением, обходить ограничение по выручке у посредника на спецрежиме, а также откладывать момент исчисления НДС и налога на прибыль комитентом.
В связи с этим налоговики нередко стремятся найти в комиссионных договорах «схему» и пересчитать налоговые последствия для обеих сторон исходя из договора купли-продажи. Переквалификация сделки для посредника грозит доначислением НДС и налога на прибыль со всей суммы реализации. А в случае применения им «упрощенки» – либо увеличением суммы единого налога, либо утратой права на применение спецрежима. Комитенту налоговики могут исчислить НДС и налог на прибыль с реализации в том периоде, когда произошла отгрузка товаров посреднику, и доначислить пени. *
Негативных последствий можно избежать, если заранее проработать все слабые места посреднической сделки.
Ключевые условия договора комиссии – задание и вознаграждение
Исходя из положений статьей 990, 991 и 999 ГК РФ, существенными в договоре комиссии являются условия о том, что именно поручается выполнить комиссионеру, и о выплате ему вознаграждения. Без них сделка скорее всего будет признана куплей-продажей. К такому выводу нередко приходят и суды, разбирая дела о переквалификациях (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 20.07.09 № А13-8422/2008, Дальневосточного от 05.11.08 № Ф03-4743/2008 округов). *
Однако в аналогичной ситуации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа встал на сторону налогоплательщика. При проверке инспекторы выявили, что у комиссионера отсутствуют конкретные поручения комитентов на реализацию продукции, а также не установлена сумма вознаграждений. Проверяющие сделали вывод, что имеют дело с поставкой товара. Однако суд встал на сторону налогоплательщика, указав, что счета-фактуры выставлены комитенту на сумму разницы между ценой реализации и ценой, по которой товар передавался комиссионеру. Следовательно, именно эта сумма и являлась вознаграждением, которое в дальнейшем было утверждено отчетами комиссионера (постановление от 16.10.08 № А33-9659/07-Ф02-5061/08).
Исходя из этого, самый безопасный вариант – не смешивать условия договоров, а подробно описать, какие именно действия должен совершить комиссионер в интересах комитента. С указанием наименования и количества товара, переданного для продажи, а также четким условием о выплате вознаграждения. *
Журнал «Практическое налоговое планирование» № 5, Май 2010г.
3.Рекомендация: Может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами.
Да, может.
Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:
– контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);
– неконтролируемые.
О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.
Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. * В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.
Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др. *
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.
С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России