В бухгалтерском учете при этом сделайте проводки:
Дебет 60 Кредит 51 – оплачены услуги по разработке проекта нормативов;
Дебет 97 Кредит 60 – учтены затраты в составе расходов будущих периодов.
А потом в течение срока, на который нормативы были утверждены, суммы, учетные по дебету счета 97, включайте в состав затрат на производство:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97 – учтена в составе затрат по обычным видам деятельности часть расходов будущих периодов.
Корреспондирующий счет определите в зависимости от вида деятельности организации (производственная, торговая) и принадлежности объекта загрязнения (объект производства, объект управления и т. д.).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды
Бухучет
В бухучете плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов является расходом по обычным видам деятельности. Отражайте ее с использованием счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 – в зависимости от вида деятельности организации (производственная, торговая) и принадлежности объекта загрязнения (объект производства, объект управления и т. д.). Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов является прочим расходом (счет 91-2). Об этом сказано в пунктах 5, 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
О том, как рассчитать норматив данных платежей, см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды.
Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99).
Расчет платы за загрязнение окружающей среды оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления данного вида платежей (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль затраты на оплату услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Затраты на оплату услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включите в состав прочих расходов (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ).*
Организации, применяющие метод начисления, должны списывать данные расходы равномерно в течение срока действия данных нормативов. Это следует из положений подпункта 3 пункта 7 и пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/526. В данном письме рассмотрен порядок налогового учета расходов на оплату услуг по разработке проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу. Тем не менее выводами, которые в нем содержатся, можно руководствоваться и при разработке проекта нормативов образования отходов: в обоих случаях понесенные организацией затраты имеют одну и ту же экономическую природу.*
По общему правилу нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (п. 11 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Если до истечения пятилетнего срока технологические характеристики производства меняются, то утвержденные нормативы могут быть пересмотрены или аннулированы. Из-за этого у организации может возникнуть необходимость в разработке нового проекта нормативов, в том числе с привлечением сторонней организации. По мнению Минфина России, в таком случае при расчете налога на прибыль можно единовременно учесть разницу между суммой расходов на разработку старых проектов нормативов и фактически списанной суммой затрат (письмо от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105).
Для отдельных категорий организаций установлены особые сроки действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В частности, для организаций, которые размещают отходы I–IV классов, нормативы и лимиты утверждаются на срок действия лицензии на ведение деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению таких отходов (п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). А для организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, нормативы пересматриваются и утверждаются ежегодно (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50).
При списании расходов на разработку проектов нормативов такие организации должны придерживаться общего правила: затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль равномерно в течение срока, на который нормативы были утверждены.*
Это следует из писем Минфина России от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105, от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/127, от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/2/133. Несмотря на то что эти письма были выпущены в период действия постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461, ими можно руководствоваться в настоящее время.
При кассовом методе стоимость услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов распределять не нужно. Данные затраты можно учесть в налоговой базе сразу после оказания и оплаты (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды»
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Статья:Учет расходов на «экологические» проекты
Минприроды России разработало две новые методики расчета ущерба, наносимого природной среде. В настоящее время эти документы находятся на рассмотрении в Росприроднадзоре. Однако, как правило, для того чтобы разработать проекты нормативов, исходя из которых будут исчисляться и уплачиваться экологические платежи, сельхозпредприятия привлекают специализированные фирмы. Финансисты разъяснили, в каких случаях можно признать такие затраты в налоговом учете (письме от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105).
Составлять нормативы необходимо
Сельхозпредприятия, как правило, являются источниками загрязнения окружающей среды. Поэтому им следует разработать соответствующие нормативы образования и размещения отходов (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Делать это следует согласно постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461. В противном случае все отходы будут признаны сверхнормативными. А это увеличивает плату за их размещение в пять раз.
Бухучет расходов на разработку проекта
Фактические затраты на разработку проекта нормативов включаются в состав расходов по обычным видам деятельности как управленческие. Их отражают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В течение срока действия документации сельхозпредприятие будет ежемесячно равными частями списывать сумму учтенных на счете 97 расходов в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» на основании пункта 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации».*
Расходы на разработку нормативов уменьшают налоговую базу
Затраты, связанные с разработкой проекта нормативов на размещение отходов сторонней фирмой, относятся к материальным расходам. Соответственно, их можно учесть как при исчислении базы по налогу на прибыль, так и при расчете сумм единого налога при «упрощенке» или ЕСХН.
Причем если инспекторы на местах попросят еще и экономически обосновать данные расходы, то, дабы не вступать в дискуссии, можно сослаться на позицию, занимаемую по данному вопросу Минфином России. Так, в письме от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105 чиновники подтверждают экономическую обоснованность затрат на составление таких проектов. Свою точку зрения они аргументируют тем, что это необходимо для выполнения требований законодательства.
Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 3, Март 2009