Бюджетное учреждение вправе применять Закон 223-ФЗ при отборе исполнителей в том случае, если его собственник утвердит Положение о закупке. Об этом сказано в статье 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:В чем особенности закупок в рамках контрактной системы
С 2014 года при участии в торгах или при их проведении нужно руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).*
Прекращает свое действие Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). В отношении прав и обязанностей, возникших с 1 января 2014 году, подлежат применению положения Закона № 44-ФЗ (ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Сфера действия закона охватывает не только отношения поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, но и отношения, связанные с арендой имущества и приобретением недвижимого имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Ранее такие сделки были изъяты из области действия Закона № 94-ФЗ.
Подробнее об отличиях Закона № 44-ФЗ от Закона № 94-ФЗ см. фрагмент записи вебинара «Обзор Закона № 44-ФЗ. Что нового по сравнению с Законом № 94-ФЗ».
Кто может быть заказчиком по Закону № 44-ФЗ
Заказчиками могут выступать следующие лица (ст. 3 и 15 Закона № 44-ФЗ):
- государственные органы;
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
- органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
- муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
- автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае предоставления им бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности;
- юридические лица в случае предоставления им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;
- бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае передачи им полномочий на осуществление закупок.
По общему правилу бюджетные учреждения проводят закупки в рамках контрактной системы.* При этом статья 15 Закона № 44-ФЗ позволяет проводить некоторые закупки на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого учреждение должно до начала года разработать Положение о закупке и разместить его на официальном сайте zakupki.gov.ru.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Подробнее см. фрагмент записи вебинара «Кто может выступать заказчиком по Закону № 44-ФЗ».
Анжела Потеева председатель Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
Александр Бычков начальник юридического отдела ЗАО «ТГК Салют»
Владислав Кузнецов шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»
2. Рекомендация:Как приобретать товары (работы, услуги) организациям с долей участия государства (субъекта РФ, муниципального образования)
На кого распространяется порядок
К заказчикам товаров (работ, услуг), на которых распространяются требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, в частности, относятся следующие.
1. Государственные корпорации и компании; унитарные предприятия; автономные учреждения; субъекты естественных монополий; организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности в сфере электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
2. Организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.
3. Дочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пунктах 1 и 2.
4. Субдочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пункте 3.
Порядок определения совокупных долей участия государства и других учредителей (участников) в уставных капиталах дочерних организаций должен быть установлен Правительством РФ.
5. Бюджетные учреждения при наличии Положения о закупке, утвержденного их учредителями.
Об этом сказано в частях 2 и 3 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.*
Действие Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не распространяется на:
1) организации, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50 процентов, являющиеся субъектами естественных монополий либо занимающиеся регулируемыми видами деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, при условии что выручка от соответствующих видов деятельности за предшествующий год не превышает 10 процентов общей суммы выручки;
2) дочерние и субдочерние хозяйственные общества организаций, указанных впункте 1, при условии что их выручка от закупки товаров (работ, услуг) этими организациями и их дочерними хозяйственными обществами составляет не более 5 процентов выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.
Об этом сказано в части 2.1 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
При этом информация об объеме контролируемой выручки должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru/223. Порядок размещения на сайте такой информации установлен Положением, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 494.
Требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не применяются:
- при купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей, драгоценных металлов, а также при заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
- при приобретении биржевых товаров в соответствии с Законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ;
- при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
- при закупках в области военно-технического сотрудничества;
- при закупках в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);
- при выборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ;
- при заключении договоров, связанных с электроэнергетикой, в соответствии с Законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ;
- при осуществлении кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
Об этом сказано в части 4 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Положение о закупке
Положение о закупке является одним из основных документов, регулирующих закупочную деятельность заказчика. Этот документ должен содержать:
- требования к закупке;
- порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- другие положения, связанные с обеспечением закупки.
Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Положение о закупке размещается в закрытой части сайтаwww.zakupki.gov.ru/223. Для того чтобы разместить данное положение, через интерфейс сайта формируется документ, содержащий следующие основные сведения о нем:
- наименование положения о закупке;
- полное и сокращенное наименование заказчика в соответствии с его учредительными документами;
- ИНН, ОГРН заказчика;
- дата утверждения и вступления в силу положения о закупке;
- наименование органа, утвердившего положение о закупке.
Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.
Положение о закупке, а также вносимые в него изменения, должны быть размещены в течение 15 дней со дня их утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
18.11.2014 г.
С уважением,
Алла Пыжова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/