Бухгалтерская отчетность составляется на основании Приказа Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций». Важно отметить, что последняя редакция этого документа была в октябре 2010 года. Несмотря на то, что документ является действующим его нужно применять в части не противоречащей действующему законодательству.
Во-первых, методические указания составлены на основании предыдущего закона о бухгалтерском учете. Это следует из анализа норм указаний о предоставлении промежуточной бухгалтерской отчетности.
Во-вторых, указания содержат информацию о необходимости наличия передаточного акта при преобразовании. Но этот документ в настоящее время не составляется. Об этом будет сказано ниже.
В пункте 9 Методический указаний сказано, что на день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения) реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность.
Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в Реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей. В пункте 47 Указаний установлено, что организации, прекратившие свою деятельность в результате реорганизации, заполняют на основании передаточного акта или разделительного баланса в бухгалтерском балансе заключительной бухгалтерской отчетности числовые показатели графы «На конец года».
Однако, ни в нынешней редакции закона 402-ФЗ, ни в методических указаниях ничего не сказано о необходимости составления промежуточной отчетности на дату принятия решение о реорганизации.
2. С 01.09.2014 при преобразовании общества передаточный акт не составляется. С 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.
По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.
Таким образом, форма документа о передачи имущества и обязательств может составляться, но не обязательно. Поэтому этот документ составляется в произвольной форме. Типового образца его нет, поскольку обязанности составления такого документа нет. Нет и соответствующих требований к его составлению.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и в «Системе Юрист»
1. Приказ Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций»
III. Бухгалтерская отчетность при осуществлении
реорганизации организаций
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
9. На день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения) реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность*.
Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в Реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций).*
При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей, с учетом особенностей, предусмотренных в разделах V и VII настоящих Методических указаний*.
13. Во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей в результате реорганизации организации на начало отчетного периода (дату государственной регистрации) данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.
В случае прекращения обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице при реорганизации в форме слияния (присоединения) во вступительный бухгалтерский баланс организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния (присоединения), не включаются:
числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;
финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;
иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.
VIII. Особенности формирования показателей
бухгалтерской отчетности при осуществлении
реорганизации в форме преобразования
40. Условия и порядок реорганизации организации в форме преобразования в соответствующую организационно-правовую форму в соответствии с законодательством Российской Федерации определяются решением учредителей о преобразовании.
41. Вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности, подлежат урегулированию в передаточном акте.
В соответствии с решением учредителей о реорганизации в форме преобразования расходы, связанные с переоформлением документов, могут производиться за счет учредителей.
42. При составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли*.
43. Вступительная бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности организации, реорганизуемой в форме преобразования, с учетом особенностей, предусмотренных в пункте 44 настоящих Методических указаний.
IX. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
46. Начиная с даты принятия учредителями решения о проведении реорганизации в бухгалтерской отчетности (промежуточной и (или) годовой), составляемой и представляемой в период проведения реорганизации в установленном порядке участвующими в реорганизации организациями, подлежит дополнительно раскрытию следующая информация о проводимой реорганизации*:
47. Организации, прекратившие свою деятельность в результате реорганизации, заполняют на основании передаточного акта или разделительного баланса в бухгалтерском балансе заключительной бухгалтерской отчетности числовые показатели графы "На конец года"*.
49. Организации, возникшие в результате реорганизации, за отчетный период начиная с даты их государственной регистрации составляют и представляют промежуточную и (или) годовую бухгалтерскую отчетность в установленном законодательством порядке.
2. Рекомендация: Как провести преобразование АО
Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:*
1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.
2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
3. Разработать проект учредительного документа создаваемого юридического лица.
4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;
5. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).
7. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО).
8. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
9. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.
Необходимо ли при преобразовании АО составлять передаточный акт
Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.
По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Вероятно, это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности реорганизуемого лица переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.*
Необходимо ли при преобразовании АО уведомлять о реорганизации налоговую инспекцию и кредиторов
Нет, с 1 сентября 2014 года закон освобождает от такой обязанности.
Это связано в первую очередь с тем, что закон конкретизировал последствия реорганизации в форме преобразования: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении участников, изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Поскольку права и обязанности кредиторов не изменяются, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не применяются положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А именно при преобразовании больше не нужно:*
- уведомлять регистрирующий орган (налоговую инспекцию) о начале процедуры реорганизации;
- публиковать уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.
В инспекцию необходимо обратиться лишь на последнем этапе реорганизации с цельюзарегистрировать создаваемое юридическое лицо.
Вместе с тем, на практике в первое время после 1 сентября 2014 года налоговые инспекции порой по-прежнему указывали на обязанность уведомлять их о начале процедуры преобразования. Одним из распространенных доводов выступала пошаговая инструкция по реорганизации, размещенная на официальном сайте ФНС России. В ней в течение сентября и октября 2014 года содержалась информация о том, что инспекцию необходимо уведомлять о реорганизации в любом случае. Лишь в ноябре 2014 года в инструкцию добавили слова «кроме реорганизации в форме преобразования». Позднее ФНС России прямо указала: «...при реорганизации юридического лица в форме преобразования представление в регистрирующий орган Уведомления о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003... а также размещение уведомления о реорганизации в средствах массовой информации... не требуется» (письмо ФНС России от 3 декабря 2014 г. № СА-4-14/24959@). Во многом благодаря этому инспекции больше не обязывают уведомлять их о начале преобразования АО.
Однако при реорганизации общества в других формах (слияние, присоединение, разделение,выделение) по-прежнему нужно уведомлять налоговую инспекцию и кредиторов, а также удовлетворять требования последних.
Внимание! Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.
АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своемурегистратору один из следующих документов, заверенных обществом:
- копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
- выписку из такого протокола.
Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.
Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования
Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).
Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России. При регистрации некоммерческого партнерства документы нужно представить в территориальный орган Минюста России.
О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.
Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:*
- сообщить регистратору, ведущему реестр акционеров реорганизованного АО, о факте своей регистрации (абз. 2 п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии);
- направить в Банк России уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг (раздел XIII Положения о стандартах эмиссии), а именно об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения размещенных акций АО в связи с его реорганизацией (абз. 2 подп. 59.1.1 п. 59.1 Положения о стандартах эмиссии).
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Сергей Карулин
главный юрисконсульт ОАО «Реестр»