Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 декабря 2014 74 просмотра

ООО было создано в 2008 году, при этом сразу было подано заявление о переходе на УСНО, заявленный вид деятельности - розничная торговля моторным топливом (ОКВЭД 50.50). Этим видом деятельности ООО никогда не занималось (т.е. не было ни доходов, ни расходов).В апреле 2014 года Общество начало капитальное строительство автозаправочной станции с целью последующей сдачи в аренду АЗС. Самостоятельно заниматься розничной торговлей нефтепродуктами Общество не будет. Соответственно, в налоговый орган было подано Уведомление по форме 26.2-8 о переходе с 01 апреля 2014 г. с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения до окончания налогового периода 2014 года в связи с прекращением деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения – розничная торговля моторным топливом (ОКВЭД 50.50), на основании пункта 8 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ. Никаких дополнительных условий по отказу от УСНО по данному основанию – п.8 ст.346.13 НК РФ – в Налоговом кодексе не предусмотрено. Однако налоговый орган рекомендует перейти на общую систему налогообложения со следующего -2015- года, в соответствии с п.6 ст.346.13 НК.Нам же интересно перейти на ОСНО в связи с предстоящим вводом в эксплуатацию АЗС в декабре 2014 года и большой суммой НДС к возмещению. Вопрос в следующем: реально у Общества нет весомых фактов для перехода с УСНО на ОСНО, опираясь на п.8 ст.346.13 НК РФ?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как перейти с упрощенки на общую систему налогообложения

Переход организации с упрощенки на общую систему налогообложения возможен:
– в добровольном порядке – с начала следующего календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ);
– из-за нарушения условий применения упрощенки – с начала квартала, в котором было допущено такое нарушение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).*

О переходе на общую систему налогообложения организация должна проинформировать налоговую инспекцию:
– при переходе в добровольном порядке – не позднее 15 января следующего года (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829;
– при нарушении условий применения упрощенки – в течение 15 календарных дней по окончании отчетного (налогового) периода, в котором было допущено нарушение (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация: Кто может применять упрощенку

<…>

Условия применения УСН

Организации и автономные учреждения могут применять упрощенку, если соблюдаются следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как организации, применяющие упрощенку, так и организации, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).*

Лимит дохода

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются.

Лимит доходов для перехода на упрощенку = 45 000 000 руб. ? Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу

Поэтому организация (автономное учреждение) может перейти на упрощенку с 2015 года, если по итогам девяти месяцев 2014 года ее доход не превысит 48 015 000 руб. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248.

Сумму дохода рассчитайте по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то доходы, полученные от деятельности на ЕНВД, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагаются налогом на прибыль (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживается (уплачивается) по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Пример определения лимита доходов, ограничивающего переход на упрощенку коммерческих организаций

ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2015 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2014 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2014 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2015 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 48 015 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2015 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и в период применения упрощенки.

Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима (60 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются.

Лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима = 60 000 000 руб. ? Коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год

Поэтому налогоплательщик может оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года его доходы не превысили 64 020 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248.

В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от размера полученных ими доходов. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита доходов должны и организации, и предприниматели. И те и другие могут оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года их доходы не превысят 64 020 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114 и ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748.

При расчете суммы предельного дохода учитывайте:

Посредники (комиссионеры, агенты, поверенные) при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики (комитенты, принципалы) включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.

В состав доходов, которые учитываются при определении лимита, ограничивающего применение упрощенки, не включайте:

  • доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • доходы, фактически полученные в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
  • доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • доходы в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
  • доходы, начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).

При определении доходов исключите из них суммы НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Такой порядок следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Пример определения лимита доходов, ограничивающего применение упрощенки коммерческой организацией

ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2014 года организация применяет упрощенку.

За девять месяцев 2014 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2014 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (64 020 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2014 года доходы составили:

  • 23 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 3 000 000 руб. – внереализационные доходы.

Доход организации за 2014 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 23 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 71 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень (64 020 000 руб.), с 1 октября 2014 года организация утратила право на применение упрощенки.

<…>

Численность сотрудников

При переходе на упрощенку с других режимов налогообложения рассчитайте среднюю численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующих переходу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). При определении средней численности сотрудников руководствуйтесь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.*

В среднюю численность сотрудников организации, автономного учреждения включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.

Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.

Остаточная стоимость основных средств

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).*

Если организация (автономное учреждение) планирует перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором планируется подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если организация (автономное учреждение) уже применяет упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости основных средств предприниматели должны. Объясняется это следующим. В подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. Вместе с тем, исходя из совокупности положений пункта 1 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, предприниматель утратит право на применение упрощенки, если лимит остаточной стоимости основных средств превысит. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.

Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Пример определения стоимости основных средств, ограничивающей переход на упрощенку

Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2015 года планирует перейти на упрощенку.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
  • зданий – 30 300 000 руб.;
  • объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
  • зданий – 20 300 000 руб.

Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2015 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):

69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.

Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2015 года.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка