Если расходы на проезд учитываются при расчете налога на прибыль, входной НДС по ним можно принять к вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ). Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных подпунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
Для принятия НДС к вычету проездные документы с выделенной суммой налога нужно зарегистрировать в книге покупок (п. 18 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 года № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Исполняя обязанности налогоплательщика (налогового агента), организация должна руководствоваться налоговым законодательством. Исходя из вышеприведённых норм законодательства, следует, что при приобретении электронных билетов для проезда сотрудников к вычету принимается сумма НДС, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (контрольного купона электронного проездного документа).
Разъяснения, заключения и выводы, которые содержатся в письмах МинФина, не влекут за собой никаких правовых последствий и носят сугубо информационный характер. Тем не менее, если организация допустила нарушения, руководствуясь письменными разъяснениями финансового и налогового ведомств, она может быть освобождена от штрафных санкций и пеней.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Какие документы, подтверждающие расходы на проезд, должен предъявить сотрудник по окончании командировки, если он приобрел билеты на поезд или самолет в электронной форме
В бухучете понесенные расходы подтверждают первичные документы, оформленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Налоговый кодекс РФ не содержит списка обязательных документов, которыми можно подтвердить расходы на проезд к месту командировки и обратно. Факт осуществления расходов может подтвердить любой документ, который:
- оформлен в соответствии с требованиями законодательства России или обычаями делового оборота государства, где они были произведены;
- косвенно подтверждает произведенные расходы.
Это следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
При приобретении электронного билета необходимо подтвердить:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- оплату билета;
- факт поездки.
Оплату билета может подтвердить один из следующих документов:
- чек контрольно-кассовой техники;
- слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является командированный сотрудник;
- подтверждение банком проведенной операции по оплате электронного билета;
- другой документ, подтверждающий оплату поездки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.
При этом к документам, оформленным на бланках строгой отчетности и подтверждающим покупку билета, относятся:
- маршрут/квитанция, которая является бланком строгой отчетности, в отношении подтверждения расходов на проезд авиатранспортом (п. 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134);
- контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), который является бланком строгой отчетности, в отношении подтверждения расходов на проезд железнодорожным транспортом (п. 2 приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322, письмо Минфина России от 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/719);
- квитанция электронного многоцелевого документа, которая является бланком строгой отчетности, в отношении подтверждения расходов на проезд всеми видами пассажирского транспорта (п. 2 приказа Минтранса России от 18 мая 2010 г. № 116).
Факт поездки подтверждает распечатка электронного билета на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона.*
Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 25 августа 2014 г. № 03-03-07/42273, от 1 октября 2012 г. № 03-03-06/1/515 и от 26 апреля 2012 г. № 03-03-04/1.
Следует отметить, что при наличии документов, которые подтверждают направление сотрудника в командировку, достаточно иметь один из двух документов, подтверждающих поездку: только распечатку электронного билета или только посадочный талон. Такой вывод следует из писем Минфина России от 6 марта 2012 г. № 03-04-06/3-57, от 4 июня 2010 г. № 03-03-06/1/384, от 21 августа 2008 г. № 03-03-06/1/476 и от 7 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/649.
Косвенным подтверждением расходов, связанных с проездом в командировку, при налогообложении прибыли может служить одновременное наличие:
- документов, которые подтверждают направление сотрудника в командировку (например, приказ руководителя);
- документов, которые подтверждают пребывание сотрудника в командировке (например, счета гостиниц, счета-фактуры, квитанции к приходному кассовому ордеру, кассовые чеки, акты).
При этом в распечатке электронного билета (посадочном талоне) должны быть указаны реквизиты, позволяющие идентифицировать проезд сотрудника в командировку (в частности, инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, маршрут, стоимость билета, дата полета или проезда, номер посадочного места). При необходимости может быть указана и другая информация (письмо Минфина России от 9 ноября 2011 г. № 03-03-07/50).
Если распечатки электронного билета и (или) посадочного талона нет (например, были утеряны сотрудником), расходы по проезду можно подтвердить архивной справкой, выданной авиаперевозчиком (его представителем) и заверенной его печатью. В ней должны быть отражены все необходимые данные, подтверждающие факт приобретения билета и его стоимость (Ф.И.О. сотрудника, маршрут, номер рейса, номер посадочного места, стоимость билета, дата полета и т. п.). Такой порядок установлен в письмах Минфина России от 6 июня 2012 г. № 03-03-06/4/61, от 9 ноября 2011 г. № 03-03-07/50, от 21 сентября 2011 г. № 03-03-07/33, от 22 марта 2010 г. № 03-03-06/1/168.
Если электронный билет (архивная справка) составлен на иностранном языке, для подтверждения расходов к нему должен быть приложен перевод основных реквизитов на русский язык. При этом в отношении электронного авиабилета необходимо учитывать следующее. Основные реквизиты авиабилета (месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты) указаны кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора. Перечень кодификаторов приведен на официальном сайте Минтранса России в рубрике «Авиация» (Документы/Минтранс/Авиация). Если в электронном авиабилете значения, обозначенные на иностранном языке, совпадают с наименованием реквизитов, приведенных в соответствующих кодификаторах, то в целях признания расходов дополнительного перевода на русский язык не требуется. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 7 июня 2011 г. № ЕД-4-3/8983, от 26 апреля 2010 г. № ШС-37-3/656. В противном случае (при несоответствии реквизитов электронного авиабилета кодификаторам) для подтверждения расходов должен быть приложен перевод основных реквизитов на русский язык.
О порядке оформления перевода документов на русский язык см. Какие документы нужно оформить при возвращении сотрудника из командировки.
Внимание: для целей вычета НДС по электронным билетам наличие маршрут/квитанции (контрольного купона электронного проездного документа, квитанции электронного многоцелевого документа), оформленной на утвержденном бланке строгой отчетности (с выделенной суммой налога), является обязательным (п. 1 и 7 ст. 172 НК РФ).*
Нина Ковязина,
заместитель директора департамента
образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Рекомендация:Как учесть при налогообложении расходы на проезд в командировку транспортом общего пользования. Организация применяет общую систему налогообложения
ОСНО: НДС
Если расходы на проезд учитываются при расчете налога на прибыль, входной НДС по ним можно принять к вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).*
При наличной оплате расходов на проезд основанием для вычета являются бланки строгой отчетности (проездные билеты, квитанции за пользование постельными принадлежностями в поезде). Сумма налога в них должна быть выделена отдельной строкой.*
Если билеты выписаны на иностранном языке, то для целей применения вычета по НДС реквизиты, необходимые для вычета (например, наименование продавца и покупателя, наименование и стоимость оказанных услуг, налоговая ставка и сумма НДС), должны быть переведены на русский язык. Перевода иной информации, не относящейся к вычету входного налога (например, правил перевозки багажа, условий применения тарифов), не требуется. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 октября 2013 г. № 03-07-15/40623, от 10 апреля 2013 г. № 03-07/11/11867 и ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18593. Конкретных правил, как должен быть оформлен перевод, законодательство не устанавливает. Целесообразно сделать перевод нужных строк билета на отдельном листке и приложить его к билету. Перевести документ на русский язык может как профессиональный переводчик, так и сотрудник организации, владеющий иностранным языком (письма Минфина России от 22 марта 2010 г. № 03-03-06/1/168, от 3 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/725, от 14 сентября 2009 г. № 03-03-05/170). Заверять перевод нотариально не требуется.
Для принятия НДС к вычету проездные документы с выделенной суммой налога нужно зарегистрировать в книге покупок (п. 18 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, письма Минфина России от 3 декабря 2013 г. № 03-07-11/52565, от 21 сентября 2012 г. № 03-07-11/393).*
Принять НДС к вычету можно только в том налоговом периоде, в котором проездные документы включены сотрудником в авансовый отчет по командировке (письмо Минфина России от 20 мая 2008 г. № 03-07-11/197).
Ситуация: можно ли принять к вычету НДС со стоимости железнодорожных билетов (авиабилетов) на проезд сотрудника до места командировки и обратно. Сотрудник покупал билеты за наличные, сумма налога в документах не выделена
Нет, нельзя.
Основанием для принятия к вычету НДС со стоимости услуг по перевозке сотрудника к месту служебной командировки и обратно являются бланки строгой отчетности с выделенной суммой налога (п. 18 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). То есть одной фразы в билете «в том числе НДС» без указания суммы налога для применения вычета недостаточно. Поэтому если в железнодорожном билете (авиабилете) на проезд к месту командировки и обратно сумма НДС не выделена, то налоговый вычет не применяйте. Это правило распространяется и на проездные билеты, оформленные в электронном виде.*
Аналогичной позиции придерживается Минфин России (письма от 10 января 2013 г. № 03-07-11/01, от 16 мая 2005 г. № 03-04-11/112, от 11 октября 2004 г. № 03-04-11/165).
В этом случае НДС расчетным путем не выделяется, и вся стоимость билета полностью относится на расходы при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 10 января 2013 г. № 03-07-11/01).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие принять к вычету НДС с железнодорожных билетов (авиабилетов) на проезд сотрудника до места командировки и обратно, даже если сумма налога в них не выделена. Они заключаются в следующем.
Выделение суммы НДС в железнодорожном билете (авиабилете) на проезд к месту командировки и обратно для применения налогового вычета не обязательно. Если сотрудник покупает билет от своего имени (т. е. не от лица организации), то эта операция признается реализацией услуг населению в розницу. А значит, организация-продавец не должна выделять сумму НДС в железнодорожном билете (авиабилете) (п. 6 ст. 168 НК РФ).
Кроме того, сам пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, определяющий порядок принятия к вычету НДС по командировочным расходам, не содержит требования о выделении в билетах сумм налога. Правила же, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, не относятся к налоговому законодательству и поэтому не могут изменять или дополнять его (ст. 1 НК РФ).
Услуги по перевозке пассажиров облагаются НДС по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). То есть, чтобы определить сумму НДС, включенную в стоимость билета, достаточно умножить ее на расчетную ставку 18/118. Поэтому если в билете есть фраза «в том числе НДС», то организация может сама посчитать, какая сумма налога включена в его стоимость.
Все же неточности и противоречия трактуются в пользу организаций (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Арбитражная практика подтверждает правомерность этой точки зрения (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 июля 2011 г. № КА-А40/6657-11, Западно-Сибирского округа от 29 мая 2006 г. № Ф04-3158/2006(23240-А75-40) и от 7 февраля 2006 г. № Ф04-133/2006(19416-А45-27), Центрального округа от 12 апреля 2006 г. № А09-4745/05-12).
В то же время были и судебные решения, поддерживающие позицию Минфина России (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 июня 2006 г. № А29-13221/2005а).
Чтобы избежать возможных проблем с вычетом НДС, приобретайте проездные билеты по безналичному расчету. В таком случае вы получите от поставщика счет-фактуру, а оплату расходов подтвердит платежное поручение (письмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-04-11/112).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2015 № 03-07-11/3522
[О применении вычета налога на добавленную стоимость по электронным авиабилетам, приобретенным для проезда сотрудников организации к месту командировки и обратно]
Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету при определении суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемой в бюджет.
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных подпунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых к вычету, регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 года № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, при приобретении электронных авиабилетов для проезда сотрудников, находящихся в служебной командировке, при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, к вычету принимается сумма налога, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе.*
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
4. Рекомендация: Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство
Акты налогового законодательства
Налоговое законодательство России включает в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:
- федеральные и региональные законы о налогах и сборах;
- нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые в муниципальных образованиях.
Об этом сказано в статье 1 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, налоговые правоотношения регулируют нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами власти (в пределах их компетенции):*
- Правительством РФ;
- Минфином России (постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185), ФНС России (постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506) или ФТС России (постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459);*
- органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.
Нормативно-правовые акты, изданные уполномоченными органами власти, не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.
Такой порядок установлен статьей 4 Налогового кодекса РФ.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации. Об этом сказано в пункте 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88.
Ситуация: являются ли нормативно-правовыми актами письма Минфина и ФНС России по вопросам применения налогового законодательства*
Нет, не являются.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации (п. 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88). Ни одному из этих условий письма финансового и налогового ведомств не соответствуют. Разъяснения, заключения и выводы, которые содержатся в этих письмах, не влекут за собой никаких правовых последствий и носят сугубо информационный характер. Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867, от 21 сентября 2010 г. № 03-02-08/51, от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138). Тем не менее, если организация допустила нарушения, руководствуясь письменными разъяснениями финансового и налогового ведомств, она может быть освобождена от штрафных санкций и пеней.*
Поскольку ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами, порядок их применения и сроки действия законодательно не регулируются. Иногда финансовое и налоговое ведомства сообщают о том, что разъяснения, данные в ранее выпущенных письмах, не применяются (см., например, письма Минфина России от 11 декабря 2006 г. № 03-11-02/274, от 29 мая 2007 г. № 03-11-02/151, ФНС России от 28 декабря 2006 г. № ШТ-6-09/1269). Но обычно такие документы не отзываются и не отменяются. В этих случаях нужно ориентироваться на срок действия нормативно-правового акта, положения которого разъясняются в письме. Письмом можно руководствоваться до тех пор, пока эти положения не изменились. Например, пока не вступила в силу новая редакция статьи Налогового кодекса РФ, на основании которой было подготовлено письмо.*
На практике бывает, что с течением времени позиция контролирующих ведомств по тому или иному вопросу меняется. Если более поздняя точка зрения не ухудшает положение организации, то от прежних разъяснений следует отказаться. Но если новое письмо влечет за собой доначисление налогов (задним числом) или появление других обязательств (подача уточненной декларации, уплата пеней и т. п.), то обратная сила ему не придается. Изменение разъяснений государственных органов о толковании норм права не повлечет за собой начисление штрафов и пеней за период действия предыдущих разъяснений (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).
Ситуация: обязана ли налоговая инспекция следовать письменным разъяснениям Минфина России, которые адресованы налогоплательщикам*
Нет, не обязана.
По общему правилу налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019, от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716).*
При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, – если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.
Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).*
Следует отметить, что иногда разъяснения, приведенные в письмах контролирующих ведомств, не соответствуют позиции, отраженной в решениях, постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571) и направлены налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).
Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за налоговое правонарушение, если его причиной было исполнение письменных разъяснений Минфина России (региональных и местных финансовых органов) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций)*
Нет, нельзя.*
Исполняя обязанности налогоплательщика (налогового агента), организация должна руководствоваться налоговым законодательством. Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).
Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ, ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).*
Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019.
Минфин России считает, что разъяснения, которые даны конкретной организации, если они не касаются вопросов общего характера, а подготовлены на основе фактических обстоятельств и с учетом специфики именно этой организации, не являются универсальными. Ими не могут руководствоваться все подряд. И если причиной налогового правонарушения стало решение, принятое на основании таких разъяснений, положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ не применяются. Поэтому, ориентируясь на письма, размещенные в Интернете или в различных справочно-правовых системах, организации рискуют. Когда инспекция обнаружит нарушение, избежать ответственности, ссылаясь на эти письма, будет трудно. Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867, от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, от 16 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-325).
Главбух советует: если организация не уверена в правильности толкования той или иной нормы законодательства, направьте запрос в финансовые или налоговые органы от своего имени. Решение о начислении или уплате налога принимайте на основании полученного ответа. На случай возможных судебных разбирательств такой вариант безопаснее всего
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// www.1gl.ru/#/hotline/rules/