Сама по себе такая сделка купли-продажи законна. Ни ГК РФ, ни международные договорами об избежании двойного налогообложения, ни Венская конвенция, ни НК РФ не запрещают экспортировать оборудование иностранным компаниям.
Тот факт, что покупатель владеет долей 49 процентов в уставном капитале продавца не лишает продавца права продать товар, а покупателю – купить его. Доля участия в уставном капитале имеет значение только для признания сделки контролируемой. Но никак не запрещает такую сделку. Критерии контролируемых сделок для случаев участия в сделке иностранной организации приведены в справочнике: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения). Тот факт, что стороны являются взаимозависимыми лицами и совершают контролируемые сделки, не делают эту сделку незаконной или недействительной – он лишь обязывает участника сделки подавать уведомление о контролируемой сделке.
Следующий факт касается соблюдения российской организацией валютного законодательства, в частности, запрета на совершение определенных валютных операций и требования о репатриации валютной выручки. Сделка по купле-продаже оборудования на экспорт не относится к запрещенным валютным операциям, поэтому она не может являться незаконной. Кроме того, если организация соблюла требование о репатриации валютной выручки, то и в этом случае нет никаких оснований для признания операции незаконной.
Таким образом, если обществом соблюдены все валютные ограничения и выполнены все валютные требования, то оно вправе возместить НДС после подтверждения экспорта в общем порядке, описанном в этой рекомендации: Как принять к вычету НДС по операциям, связанным с экспортом. Если НДС был ранее принят к вычету, то нужно его восстановить, а затем снова принять к вычету.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия.
Рекомендация: Какие валютные операции могут проводить российские организации
Запрещенные валютные операции
По законодательству запрещено проводить валютные операции с резидентами(ч. 1 ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Это означает, что российская организация не вправе:
- продавать иностранную валюту резиденту;
- приобретать иностранную валюту у резидента;
- использовать иностранную валюту в расчетах с резидентом.
Такой порядок установлен подпунктом «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Приобретать и продавать иностранную валюту можно только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 11 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Из общего запрета на проведение валютных операций с резидентами есть исключения.
Разрешенные валютные операции
К разрешенным валютным операциям относятся:*
- операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
- операции с нерезидентами.*
Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.
С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли* (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:
- расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России* (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции* (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Репатриация валютной выручки
В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);*
- возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.
Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
86.11944 (6,9)
Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:
- получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);*
- исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.
Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
86.11945 (6,9)
Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:*
- если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
- если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
- если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
- если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:*
- по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
- по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
- по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
- по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.
Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.
Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга