Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Когда лучше не приходить в нашу бухгалтерию

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
17 февраля 2015 20 просмотров

Компания списывает товар, приобретаемый для перепродажи, в целях последующей безвозмездной передачи неопределенному кругу лиц во время рекламных акций.В одном документе на списание может быть одновременно товар стоимостью до 100 рублей и свыше 100 рублей за единицу.Как следует учитывать расходы на такой товар в целях налога на прибыль?Как следует учитывать НДС по этому товару (НДС был принят к вычету в полном объеме в момент поступления товара)?

Если при расчете налога на прибыль расходы на рекламу учитываются не полностью (в пределах норм), то сумму вычета по НДС можно принять полностью при выполнении всех необходимых условий. Безвозмездная передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, если расходы на приобретение единицы таких товаров (с учетом НДС, предъявленного поставщиками) не превышают 100 руб.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, рекламные расходы признавайте в том периоде, в котором реклама была фактически распространена (п. 1 ст. 271 НК РФ). При использовании кассового метода расходы на рекламу признавайте в том периоде, в котором они оплачены (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Ненормируемые расходы

При расчете налога на прибыль учитывайте в полном объеме следующие рекламные расходы:

  • рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет), а также при кино- и видеообслуживании (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/591);
  • световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Нормируемые расходы

При расчете налога на прибыль учитывайте в пределах норм следующие рекламные расходы:

  • приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям – участникам массовых рекламных мероприятий;
  • расходы на иные виды рекламы, которые не включены в перечень.

Уменьшить прибыль на нормируемые рекламные расходы можно в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации товаров, работ и услуг. Подробнее об определении нормативов см. Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы.

Расходы, превышающие норматив, не учитывайте при расчете налога на прибыль (п. 44 ст. 270 НК РФ).

НДС

НДС по рекламным расходам полностью примите к вычету при выполнении всех необходимых условий.

Безвозмездная передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, если расходы на приобретение единицы таких товаров (с учетом НДС, предъявленного поставщиками) не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Организация вправе отказаться от льготы по НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). О том, выгодно или нет организации применять такую льготу, см. Как отказаться от льготы по НДС (приостановить ее использование).

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы

Нормативы, которые привязаны к конкретным показателям (выручке, расходам на оплату труда и т. д.), рассчитывайте в конце каждого отчетного периода по налогу на прибыль (ежемесячно или раз в квартал) (п. 2 ст. 285 НК РФ). Вести учет доходов и расходов для расчета налога на прибыль нужно нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ). Поэтому нормируемые расходы, которые по итогам квартала (месяца) являются сверхнормативными, по итогам года (следующего отчетного периода) могут уложиться в норматив. Соответственно, в следующих периодах (до конца календарного года) их можно будет включить в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль(письмо Минфина России от 6 ноября 2009 г. № 03-07-11/285).

Ситуация: как определить выручку для расчета норматива рекламных расходов: с НДС или без НДС

Определяйте выручку без НДС.

Перечень рекламных расходов, которые полностью можно учесть при расчете налога на прибыль, приведен в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. В него входят расходы на:

  • рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • световую и прочую наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Все остальные расходы на рекламу нормируются. К ним, в частности, относятся расходы на изготовление печатной продукции с символикой организации, на организацию рекламных шоу, призовых розыгрышей и т. д.

Норматив расходов на рекламу составляет 1 процент выручки от реализации товаров (работ, услуг). Внереализационные доходы при расчете норматива не учитываются. Выручку нужно брать за тот отчетный (налоговый) период, в котором организация понесла рекламные расходы. Это следует из положений абзаца 5 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 21 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/18216.

При расчете норматива рекламных расходов выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется без учета НДС и акцизов. Это следует из положений статьи 248 Налогового кодекса РФ, согласно которым при определении доходов из них нужно исключить суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 1 ст. 248 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310, УМНС России по г. Москве от 17 мая 2004 г. № 26-12/33228.

Пример отражения в налоговом учете рекламных расходов в пределах норматива

В I квартале расходы организации на изготовление футболок со своей символикой составили 2300 руб. (без учета НДС). Выручка от реализации продукции за этот же период – 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 36 000 руб.).

Бухгалтер определяет норматив рекламных расходов, исходя из выручки, не включающей в себя НДС. При расчете налога на прибыль он учел затраты на рекламу в сумме 2000 руб. ((236 000 руб. – 36 000 руб.) ? 1%). Оставшаяся часть нормируемых рекламных расходов – 300 руб. (2300 руб. – 2000 руб.) – в I квартале налогооблагаемую прибыль не уменьшает.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

18.02.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Из-за чего у вас бывает переплата по НДФЛ?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка