Во второй ситуации, когда перевозчик зарегистрирован и находится в России, местом реализации транспортных услуг будет признаваться территория России. Следовательно, в данной ситуации возникнет обложение российским НДС.
Что касается обложения российским НДС, в том числе по ставке 0 процентов, то для применения ставки российского НДС 0 процентов необходимо, чтобы одновременно: между К и НО был заключен договор транспортной экспедиции, НО не относилась к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте, транспортно-экспедиционные услуги были связаны с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России. В противном случае, будет возникать обложение по ставке 18 процентов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:При каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов
Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:
- исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте*;
- между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции*, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов;*
- транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (экспедиторами), которые участвуют в организации международных перевозок* морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России.* Если договором транспортной экспедиции предусмотрена организация перевозки грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории России, то эти услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.*
Такой порядок следует из положений подпунктов 2.1, 9, 9.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-07-08/130, от 20 января 2011 г. № 03-07-08/15, от 17 января 2011 г. № 03-07-08/11.
Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов;
- прием и выдачу грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
- услуги по организации страхования грузов;
- услуги по организации платежно-финансовых услуг;
- услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
- разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировку грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.*
Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.
Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:
- оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
- оформление переадресовки грузов;
- оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
- предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
- выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.
Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из рекомендации «Когда применяется ставка НДС 0 процентов»
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Статья:С какими сложностями сталкиваются компании, рассматривая cуммы НДС как расход по налогу на прибыль
По мнению налоговиков и судов, «иностранный» НДС учесть в расходах возможно. В то же время ФНС России и суды считают, что любой НДС, уплаченный за рубежом иностранным продавцам, не подлежащий перечислению в российский бюджет, может учитываться в составе расходов* (письмо ФНС России от 01.09.11 № ЕД-20-3/1087 и постановление ФАС Московского округа от 29.05.12 № А40-112211/11-90-466).
Налоговики обосновывают свою позицию открытым перечнем прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и специальным характером норм о зачете, то есть, по сути, отрицают приоритет подпункта 1 перед подпунктом 49 статьи 264 НК РФ, считая их как минимум равноправными.
РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР № 6, МАРТ 2013
3. Справочники:Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Перевозка, транспортировка | ||
Вид работ (услуг) | Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: | Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Услуги по перевозке (транспортировке) | Перевозку (транспортировку) осуществляет российская организация*, российский предприниматель. При этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | Российская организация (предприниматель) осуществляет перевозки на территориях иностранных государств (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 24 мая 2006 г. № 03-04-08/108) |
Перевозку (транспортировку) осуществляет иностранная организация. При этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России* (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | Перевозку (транспортировку) осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | |
Перевозку (транспортировку) осуществляет российская организация для организаций из стран Таможенного союза независимо от местонахождения пунктов отправления и назначения (подп. 5 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) | Перевозку (транспортировку) осуществляет иностранная организация из стран – участниц Таможенного союза (подп. 5 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |