Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация:Как провести инвентаризацию
В обязательном порядке инвентаризацию надо проводить лишь в определенных случаях.* А по решению руководителя организации такую ревизию можно провести в любое время.
Обязательная инвентаризация
Полный перечень случаев, когда организация обязана проводить инвентаризацию, есть в пункте 27Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.* Среди них:
- передача имущества в аренду, его выкуп и продажа;
- составление годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года,* библиотечных фондов – раз в пять лет);
- смена материально ответственных сотрудников (например, кассира или кладовщика);
- выявленные хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
- реорганизация или ликвидация организации;
- другие случаи, предусмотренные законодательством и другими нормативно-правовыми документами (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ).
Отражение в учетной политике
Порядок проведения инвентаризации (как обязательной, так и добровольной) отразите в учетной политике. Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике, в котором укажите:
- график инвентаризаций (в т. ч. обязательных) в отчетном году;
- их сроки;
- перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.
Такие правила следуют из ПБУ 1/2008.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Результаты инвентаризации
Результаты инвентаризации зафиксируйте в инвентаризационной описи* (п. 2.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Для этого есть унифицированные бланки. Для каждого вида имущества заполните свою форму (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).
Инвентаризационная опись
Опись заполните вручную или на компьютере. Подробные правила описаны в пункте 2.9Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Так, наименования и количество проверяемых объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. А на каждой странице описи впишите прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество, которое значится на данной странице. При этом не важно, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
Если приходится исправлять ошибки, то неверные записи зачеркивайте и над ними пишите правильные. Потом все такие правки должны заверить все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные сотрудники.
Пустых строк быть не должно. То есть все не заполненные в конце строки прочеркните. И наконец, на последней странице описи сделайте отметку о том, что цены проверены, а итоги подсчитаны. Под этим должны подписаться все те, кто участвовал в инвентаризации.
Заполненную опись должны подписать все члены инвентаризационной комиссии. А материально ответственный сотрудник расписывается в том, что комиссия проверила имущество в его присутствии и передала его ему на ответственное хранение и что к членам комиссии нет никаких претензий.
Такой порядок предусмотрен в пункте 2.10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Излишки и недостачи
Если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостача, то оформите сличительную ведомость.* Ее составьте только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных. При этом укажите только расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ведомость заполните вручную или на компьютере. Такой порядок предусмотрен в пункте 4.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Сличительные ведомости можно разработать самостоятельно. Или же проще воспользоваться формами, которые утверждены пунктом 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Такой вывод следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Несвоевременное проведение обязательной инвентаризации
Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за то, что та не провела инвентаризацию, хотя была обязана
Нет, не может.
Законодательство не предусматривает наказания за непроведение инвентаризации. Проводить такие проверки в интересах самой организации.* Так можно проверить достоверность данных о своем имуществе и обязательствах (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). А без регулярных инвентаризаций имущества и обязательств бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться неправильной. И вот за это штрафы уже будут грозить как самой организации, так и ее ответственным сотрудникам (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ).
Внимание: данные бухгалтерской отчетности могут быть признаны недостоверными, если инвентаризацию провели не по правилам либо ее результаты оформили с нарушениями.
Обнаружить это могут в ходе аудиторской проверки или, например, когда организация станет взыскивать через суд ущерб с материально ответственного сотрудника и подаст туда данные инвентаризации. Какие ошибки чаще всего допускают в ходе инвентаризации и при оформлении ее результатов, можно посмотреть в таблице.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса