Документами, подтверждающими импорт, являются: внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет), платежные документы. При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами. Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с оплатой продавцу. Определять сумму НДС надо по расчетной ставке 118/18. Но если в договоре это условие не отражено, то начислить НДС надо по прямой ставке 18%, и заплатить придется за счет собственных средств. Отобразить НДС должен налоговый агент, составив счет-фактуру. Операции, по которым организация выполняла обязанности налогового агента, отражаются в разделе 2 декларации по НДС. При расчете налога на прибыль данные затраты признаются материальными расходами организации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).*
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ).* При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Рекомендация: Как определить место реализации товаров (работ, услуг)
Услуги иностранных организаций
Порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется и на иностранные организации. Поэтому при заключении договора на выполнение иностранной организацией работ (услуг) выясните, есть ли у нее Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции по форме № 11-СВ-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80. Если иностранная организация не состоит на учете в налоговой инспекции и местом реализации работ (услуг) признается Россия, то НДС за нее должна перечислить российская организация, приобретающая работы (услуги). Это следует из пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Пример определения места реализации услуг для целей налогообложения по НДС. Иностранная организация реализует услуги в России
ЗАО «Альфа» (заказчик) заключило с иностранной организацией договор на оказание рекламных услуг за рубежом. Иностранная организация не состоит на учете в налоговой инспекции и постоянных представительств в России не имеет.
Место реализации рекламных услуг определяется местонахождением покупателя. Покупателем является российская организация. Поэтому «Альфа» перечислила иностранной организации денежные средства за рекламные услуги, а сумму НДС перечислила в бюджет.
Документы, подтверждающие место реализации
Документами, подтверждающими правильность определения места реализации работ (услуг), являются:
- договор, заключенный с российской или иностранной организацией;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).*
Об этом сказано в пункте 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: на основании каких документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), организация может определить место их реализации для целей расчета НДС (mod = 112, id = 60531)
Конкретный перечень документов, подтверждающих место реализации работ (услуг), в Налоговом кодексе РФ не определен.
К таким документам могут относиться:
- акты приемки-передачи выполненных работ (акты об оказании услуг) или иные документы (аналогичные указанным актам), требование о составлении которых предусмотрено договором или законодательством;
- документы, подтверждающие командирование сотрудников за рубеж;
- копии документов, подтверждающих регистрацию иностранной организации за рубежом;
- копии таможенных и транспортных документов, свидетельствующих о перевозке (транспортировке) грузов за рубежом;
- документы, свидетельствующие о местонахождении движимого и недвижимого имущества за рубежом;
- прочие документы, не вызывающие сомнений, что местом реализации работ (услуг) является территория России или иностранного государства.
Такой же позиции придерживается и Минфин России (письма Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-08/27466, от 9 февраля 2006 г. № 03-04-08/33, от 19 октября 2005 г. № 03-04-08/294 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-08/05).
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС
Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.
Налоговая база
Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.
Налоговую базу определяйте с учетом НДС:
- при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);*
- при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- при приобретении имущества или имущественных прав должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ). При этом, согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ и контролирующих ведомств, покупатели имущества могут не исполнять обязанности налогового агента. Платить НДС в такой ситуации должны продавцы.
Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):
- при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Налоговая ставка
Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).
Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:
- если налоговая база включает в себя НДС;
- при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС.*
Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Выкуп государственного имущества
Ситуация: как рассчитать НДС, который организация должна перечислить в бюджет как налоговый агент, поскольку выкупает у органа госвласти ранее арендованное здание и прилегающий к нему участок. Оплата производится в рассрочку на пять лет с процентами (mod = 112, id = 61887)
Момент определения налоговой базы
Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.
Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.
Налоговые агенты, определяющие налоговую базу без учета НДС (продавцы и посредники, реализующие товары, работы, услуги), начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше (подп. 1 п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).
НДС по услугам иностранных организаций
Ситуация: какую сумму НДС должна удержать организация на ОСНО при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. Местом реализации признается Россия. Работы (услуги) приняты к учету, но не оплачены (mod = 112, id = 61888)
Удержите сумму НДС, рассчитанную по курсу Банка России на дату перечисления денег.
В бухучете входной НДС по приобретенным у иностранной организации товарам (работам, услугам) следует отражать на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по курсу Банка России, действующему на дату принятия на учет данных товаров, работ, услуг (п. 5, 6 ПБУ 3/2006, Инструкция к плану счетов).
Однако налоговую базу для расчета суммы НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента в этом случае, нужно определять по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ). Эту же сумму налога налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303, от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.*
Значит, если на дату перечисления денег иностранной организации курс иностранной валюты изменится, сумму НДС, учтенного на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», скорректируйте.
Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу (mod = 112, id = 61889)
НДС перечислите в бюджет за счет собственных средств.
При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).
Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. Банк не примет платежное поручение на перевод оплаты продавцу, если одновременно с ним покупатель не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06, от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).*
Налоговой базой для расчета НДС по работам (услугам), приобретенным у иностранных организаций, является их стоимость с учетом налога. То есть определять сумму налога нужно по расчетным ставкам – 18/118 или 10/110 (п. 1 ст. 161 НК РФ). Но если в договоре это условие не отражено, НДС нужно начислить со стоимости работ (услуг) без учета налога. То есть по прямым ставкам – 18 или 10 процентов. Заплатить налог организации придется за счет собственных средств. Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 15 августа 2008 г. № 03-07-07/78, от 20 июля 2006 г. № 03-04-08/156 и от 5 августа 2005 г. № 03-04-08/215.*
Составление счетов-фактур
При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
Уплата НДС в бюджет
Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.
Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2013 года – не позднее 22 апреля (20 апреля – суббота), 20 мая и 20 июня.
Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ).* Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231.
О возникновении обязанности по уплате НДС при аренде государственного (муниципального) имущества в случае задержек или неуплаты арендных платежей подробнее см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.
Внимание: если НДС перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание или неперечисление налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ). Нарушениями также признаются неполное удержание налога и неполное перечисление в бюджет удержанных сумм.
Заполнение платежного поручения
В платежном поручении на перечисление НДС в бюджет укажите:
- в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» – код 02 (налоговый агент);
- в поле 104 «КБК» – код бюджетной классификации НДС;
- в поле 106 «Основание платежа» – код ТП (платеж текущего года);
- в поле 110 «Тип платежа» – значение 0.
Такой порядок предусмотрен Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Если бухгалтер неправильно заполнит поле 101 «Статус лица, оформившего документ» (вместо кода 02 укажет код 01), сумма НДС, которую организация должна была перечислить как налоговый агент, в учете налоговой инспекции будет зафиксирована как поступившая от организации-налогоплательщика. О том, как исправить эту ошибку, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, являющемуся плательщиком НДС
Налоговые агенты по НДС должны сдавать декларацию по НДС для того, чтобы отчитаться перед инспекцией о налоговой базе, начисленном налоге и вычетах по НДС, а также о сумме, которую нужно перечислить в бюджет.
Формы налоговой отчетности, а также порядок ее представления утверждает ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). Однако пока еще действует прежняя декларация, утвержденная Минфином России (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Поэтому в настоящее время при составлении декларации по НДС следует руководствоваться формой и Порядком, которые утверждены приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.
Кто должен сдавать
Все организации и предприниматели, которые признаны налоговым агентом по НДС, должны сдавать декларацию по НДС. В том числе и те агенты, которые не являются плательщиком НДС (например, применяют упрощенку или ЕНВД).*
Подробнее о том, кто является налоговым агентом по НДС, см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.
Когда сдавать
Налоговым периодом, за который исчисляется НДС и определяется сумма налога для уплаты в бюджет, является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому налоговый агент должен сдать декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). А именно:
- за I квартал – не позднее 20 апреля;
- за II квартал – не позднее 20 июля;
- за III квартал – не позднее 20 октября;
- за IV квартал – не позднее 20 января следующего года.
Если 20-е число месяца выпадает на нерабочий день, декларацию нужно сдать не позднее ближайшего следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Ответственность за непредставление декларации
Внимание: несвоевременная подача декларации по НДС является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Порядок заполнения
Декларацию по НДС заполняйте по общим для всех налоговых деклараций правилам.
Если в течение квартала организация исполняла только обязанности налогового агента, то по его итогам в декларацию включите титульный лист и раздел 2. Остальные разделы не заполняйте (абз. 10 п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).
Если в течение квартала организация была не только налоговым агентом, но и сама совершала облагаемые НДС операции, составьте общую налоговую декларацию, в состав которой включите и раздел 2, предназначенный для налоговых агентов.
Если в течение квартала, помимо исполнения обязанностей налогового агента, организация совершала операции, которые освобождены от НДС, помимо титульного листа и раздела 2, в декларацию включите раздел 7.*
Раздел 1 заполняется последним, на основании данных из всех остальных заполненных разделов.
Такие правила предусмотрены абзацами 3, 5, 10 пункта 3 и пунктами 44, 44.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
15.07.2014 г.
С уважением,
Ольга Крисенко , эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Натальей Колосовой,
руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».