В бухучете стоимость календарей принимайте к учету на счет 10 или 41. Если Вы примете решение учитывать календари в составе рекламных расходов, то отразите их стоимость на счете учета затрат (44, 20 или пр.), далее учтите стоимость календарей в составе расходов организации на счете 90-2. В ином случае (если стоимость календарей Вы не учитываете при расчете налога на прибыль) спишите их стоимость в составе прочих расходов на счете 91-2 (более подробно схемы возможных проводок см. ниже в рекомендациях).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья:Как с выгодой учесть подарки и другие новогодние расходы
Поздравления и презенты для контрагентов
Налог на прибыль. Подарки контрагентам — это безвозмездная передача. Кодекс такие расходы учитывать запрещает (п. 16 ст. 270 НК РФ). Поэтому расходы на их покупку учитывать рискованно, ведь специалисты Минфина против (письмо от 19.10.10 № 03-03-06/1/653).*
На практике выдачу контрагентам подарков оформляют как представительские расходы. Например, вручить подарки можно во время новогоднего корпоратива или на переговорах по заключению договоров на будущий год. Но даже если оформить презент как представительские траты, риски все равно остаются. Подарки не названы в кодексе среди представительских (п. 2 ст. 264 НК РФ). Поэтому чиновники против таких расходов (письмо Минфина России от 25.03.10 № 03-03-06/1/176).* Но в суде компаниям удается доказать, что расходы списать можно (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.10.10 № КА-А41/11224–10).
НДС. С подарков, переданных представителям партнеров, безопаснее заплатить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В свою очередь при покупке товаров компания вправе предъявить входной налог к вычету.*
Здесь есть одна особенность. Компания часто поздравляет партнеров, передавая праздничные открытки. Если выслать такие открытки в конверте, на котором нанесен логотип компании, налоговики расценивают это как безвозмездную передачу товаров в рекламных целях. А стоимость такого письма обычно не более 100 рублей. Поэтому передача не облагается НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Значит, компания не вправе и заявить к вычету НДС с конвертов. Доказать иное получается только в суде (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.09.13 № А40-22927/12-107-106). Проще использовать обычные конверты.
НДФЛ и взносы. Подарки стоимостью менее 4000 рублей НДФЛ не облагаются (п. 28 ст. 217 НК РФ). Правда, если компания вручит партнеру более дорогую вещь, удержать налог она все равно не сможет. Поэтому не позднее месяца после окончания года, в котором компания подарила дорогой презент, надо сообщить партнеру и в свою налоговую о невозможности удержать НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Взносы со стоимости подарков платить не требуется независимо от суммы. Ведь представители контрагентов не являются работниками компании. И эта выплата не связана с трудовыми отношениями (ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).*
Газета «Учет. Налоги. Право» № 43, ноябрь 2013
2. Статья:Как с выгодой для компании учесть расходы на новогодний корпоратив и подарки
Как списывают новогодние подарки
Стоимость подарков не уменьшает налоговую базу по прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ). В то же время есть вполне законные основания учесть новогодние подарки сотрудникам и контрагентам.*
Какие документы оформить, чтобы списать новогодние затраты
Праздничные расходы | Какие документы необходимы |
Подарки клиентам учтены как затраты на рекламу |
1. Договор на изготовление рекламной продукции с логотипом (как минимум наименованием) компании-дарителя. 2. Товарная накладная* |
Подарки клиентам как реклама
Подарки контрагентам можно списать как рекламные расходы в пределах 1 процента выручки от реализации за год (п. 4 ст. 264 НК РФ). Но тогда важно, чтобы были соблюдены такие условия. Во-первых, на презенте должен стоять логотип компании-дарителя. Во-вторых, нужно, чтобы подарки были обезличены. То есть их не надо адресовать конкретным людям. Тогда вам не надо удерживать со стоимости подарков НДФЛ и начислять взносы. На стоимость переданных сувениров надо начислить НДС.* Исключение — маленькие подарки, расходы на которые не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Иногда на практике подарки контрагентам относят на представительские. Инспекторы против такого учета, зато судьи на стороне компаний (постановление ФАС Московского округа от 5 октября 2010 г. № КА-А41/11224-10).
Журнал «Главбух» № 23, деккабрь 2013
3. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
Затраты на рекламу отражайте на счете 44 «Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). К этому счету целесообразно открыть соответствующий субсчет «Расходы на рекламу».
Рекламу размещает сторонняя организация
При размещении рекламы через сторонние организации стоимость их услуг отразите на счете 44. Для этого сделайте такую проводку:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 60
– отражена стоимость рекламных услуг на основании отчета распространителя рекламы.
Если размещение рекламы авансировано на несколько месяцев вперед, то предоплату учтите как аванс выданный:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51 (50)
– оплачено размещение рекламы.
На основании отчета распространителя рекламы признавайте расходы на рекламу в текущих затратах, а аванс зачтите:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 60
– отражена стоимость размещения рекламы сторонней организацией;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– зачтен аванс, выданный в счет оплаты услуг по размещению рекламы.
Организация размещает рекламу самостоятельно
Организация может самостоятельно распространять рекламную продукцию. Приобретенные или изготовленные рекламные материалы, например, канцтовары с логотипом организации, брошюры, каталоги, отразите на счете 10 по фактическим затратам. Аналитический учет ведите отдельно по каждому виду рекламной продукции. Для этого к счету 10 откройте субсчет «Рекламные материалы».
Поступление рекламной продукции отражайте следующим образом:
Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60;
– приняты к учету материалы, предназначенные для раздачи в рекламных целях.
После раздачи материалов отнесите их стоимость на счет 44:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»
– списана стоимость рекламных материалов на основании акта об их расходовании.*
При раздаче (например, на выставках, демонстрациях) в рекламных целях товаров, которые изначально предполагалось продавать, их стоимость отразите на счете 41 субсчет «Товары, переданные в рекламных целях». А после раздачи образцов на основании отчета распространителя рекламы спишите стоимость розданных товаров в расходы – в дебет счета 44 субсчет «Рекламные расходы».
Аналогично отражайте в бухучете готовую продукцию, переданную в рекламных целях.
Учет рекламных конструкций
Затраты на создание или покупку рекламной конструкции (например, стенда, щита) формируют первоначальную стоимость этой конструкции. В зависимости от срока использования и установленного учетной политикой лимита стоимости имущества, признаваемого объектом основных средств, учитывайте рекламную конструкцию:
на счете 10 «Материалы» в качестве материалов;
на счете 01 «Основные средства» как объект основных средств (п. 5 ПБУ 6/01).
Суммы, учтенные на счете 10, можно списать единовременно в момент ввода рекламной конструкции в эксплуатацию:
Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»
– списаны затраты на рекламную конструкцию.
Стоимость рекламной конструкции, признанной объектом основных средств, списывайте через амортизацию:
Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 02
– начислена амортизация по рекламной конструкции.
Независимо от вида рекламы суммы, накопленные за месяц на счете 44, спишите на себестоимость продаж как коммерческие расходы (п. 9 ПБУ 10/99). Для этого в бухучете сделайте проводку:
Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет «Расходы на рекламу»
– списаны рекламные расходы на себестоимость продаж.*
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, рекламные расходы признавайте в том периоде, в котором реклама была фактически распространена (п. 1 ст. 271 НК РФ). При использовании кассового метода расходы на рекламу признавайте в том периоде, в котором они оплачены (п. 2 ст. 273 НК РФ).*
Ненормируемые расходы– ненормируемые расходы
При расчете налога на прибыль учитывайте в полном объеме следующие рекламные расходы:
рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет), а также при кино- и видеообслуживании (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/591);
световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.*
Нормируемые расходы– нормируемые расходы
При расчете налога на прибыль учитывайте в пределах норм следующие рекламные расходы:
приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям – участникам массовых рекламных мероприятий;
расходы на иные виды рекламы, которые не включены в перечень.
Уменьшить прибыль на нормируемые рекламные расходы можно в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации товаров, работ и услуг. Подробнее об определении нормативов см. Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы.
Расходы, превышающие норматив, не учитывайте при расчете налога на прибыль (п. 44 ст. 270 НК РФ).*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
4. Статья:Выдача подарков лицам как состоящим, так и не состоящим в штате организации
Отражение в бухгалтерском учете выдачи подарков как безвозмездной передачи ценностей без привязки к результатам труда. Подарки лицам, не состоящим в штате организации.
№ | Дебет | Кредит | Содержание операции |
Бухгалтерские проводки при первом варианте отражения в учете факта выдачи подарков бывшим работникам и партнерам по бизнесу – физическим лицам, не состоящим в штате организации | |||
1 | 76 субсчет «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 91-1 | Отражена стоимость подарка, выданного партнеру по бизнесу в составе прочих доходов организации-дарителя |
2 | 91-2 | 41-1 | Отражена в составе прочих расходов организации-дарителя учетная стоимость подарка, приобретенного для партнера по бизнесу, если при покупке он учитывался на счете 41 «Товары» или |
91-2 | 10-6 | Отражена в составе прочих расходов организации-дарителя учетная стоимость подарка, приобретенного для партнера по бизнесу, если при покупке он учитывался на счете 10 «Материалы» или* | |
91-2 | 43 | Отражена в составе прочих расходов организации-дарителя учетная стоимость подарка, если организация дарит продукцию собственного производства | |
Бухгалтерские проводки при втором варианте отражения в учете факта выдачи подарков бывшим работникам и партнерам по бизнесу – физическим лицам, не сотстоящим в штате организации | |||
1 | 76 субсчет «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 41-1 | Отражена на расчетах с разными дебиторами и кредиторами учетная стоимость подарка, выданного бывшему работнику или партнеру по бизнесу, если при покупке он учитывался на счете 41 «Товары» или |
76 субсчет «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 10-6 | Отражена на расчетах с разными дебиторами и кредиторами учетная стоимость подарка, выданного бывшему работнику или партнеру по бизнесу, если при покупке он учитывался на счете 10 «Материалы» или | |
76 субсчет «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 43 | Отражена на расчетах с разными дебиторами и кредиторами учетная стоимость подарка, выданного бывшему работнику или партнеру по бизнесу, если организация дарит продукцию собственного производства | |
2 | 76 субсчет «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 91-1 | Отражена в составе прочих доходов организации-дарителя сумма превышения стоимости выданного подарка над его учетной стоимостью |
Бухгалтерские проводки при отражении факта удержания НДС при безвозмездной передаче подарков физическим лицам, не состоящим в штате организации | |||
1 | 91-2 | 68 субсчет «Расчеты по НДС» | Начислен НДС с безвозмездной реализации по рыночной цене выданного подарка в соответствии с НК РФ* |
Алексей Тепляков,
3 200 Бухгалтерских проводок с комментариями
26.03.2015г.
С уважением,
Майя Жмакина, эксперт Системы Главбух.
Ответ утвержден Натальей Колосовой,
руководителем направления VIP-поддержки.