Таким образом, если арендатор заплатил арендную плату 20 января 2015 года, он должен в этот же день начислить и удержать сумму налога у арендодателя. Сумму агентского НДС надо отразить в декларации за 1 квартал 2015 года.
Тем не менее по данному вопросу существует неоднозначная арбитражная практика. Есть судебные решения, определяющие обязанность налоговых агентов при аренде начислять и уплачивать налог по факту получения услуг, а не оплаты.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);*
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
НДС при аренде госимущества
Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества
Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.
То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.
Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.
На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.
Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.
Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.
Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.
Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).
Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.
Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.
При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.
На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).
Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).
После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.
Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество. Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.
При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).
По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):
- либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
- либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.
Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).
Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.
Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).
Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.*
Ситуация: нужно ли перечислять НДС в бюджет налоговому агенту, который списывает невостребованную кредиторскую задолженность по платежам за аренду государственного (муниципального) имущества
Нет, не нужно.
Действительно, арендуя государственное (муниципальное) имущество, арендатор должен платить НДС как налоговый агент. То есть каждый раз, перечисляя арендную плату, в тот же день он должен удержать из ее суммы налог и самостоятельно направить в бюджет. Так же надо поступать в момент окончательного расчета с арендодателем. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.
Однако в рассматриваемой ситуации таких расчетов арендатор с арендодателем не производил. Ни деньгами, ни имуществом, никаким другим способом он за аренду не расплачивался. Потому и возникла кредиторская задолженность. Не погасили ее и по истечении срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).
Выходит, что к моменту списания такого невостребованного долга арендодатель так и не получил доходов от сдачи имущества в аренду. И значит, налоговая база для начисления НДС отсутствует. А следовательно, и у арендатора не возникает обязанности налогового агента рассчитать и уплатить НДС со списанной суммы долга по аренде.
Такие выводы можно сделать из писем Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-11/146 и ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика (решение ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2). Аналогичную точку зрения специалисты Минфина России высказывают в частных разъяснениях.
Ситуация: должна ли организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, если договор аренды официально не зарегистрирован
Да, должна.
Если организация арендует государственное (муниципальное) имущество, она должна исполнять обязанности налогового агента независимо от того, зарегистрирован договор или нет. Налоговый кодекс РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ.
Подтверждает данный вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, от 4 мая 2006 г. № Ф03-А59/06-2/1048, и Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2005 г. № Ф08-5401/2005-2128А).
Вместе с тем, есть пример судебного решения, где судьи пришли к выводу, что обязанности налогового агента возникают у организации-арендатора только после государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. № А56-34788/2004).
Ситуация: должна ли организация-ссудополучатель исполнить обязанности налогового агента по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом
От исполнения обязанностей налоговых агентов по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом освобождаются только некоммерческие организации и унитарные предприятия.
Если ссудополучатель является некоммерческой организацией, он может не исполнять обязанности налогового агента при одновременном выполнении двух условий:
- в безвозмездное пользование получено имущество казны;
- имущество получено для ведения уставной деятельности.
Это объясняется тем, что при выполнении перечисленных условий передача имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям не признается объектом обложения НДС. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Если ссудополучатель является унитарным предприятием, он может не исполнять обязанности налогового агента, если в безвозмездное пользование получены основные средства. Независимо от того, кто выступает в качестве ссудодателя и для каких целей имущество передается унитарному предприятию. В таких случаях объекта обложения НДС тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
В остальных случаях операции по предоставлению в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества признаются объектом обложения НДС. При этом к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды (ст. 689 ГК РФ).
Если передающей стороной выступает орган государственной власти (местного самоуправления), то, так же как и при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду, получающая сторона (ссудополучатель) признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать НДС, исходя из рыночной стоимости услуги с учетом налога, и перечислить его в бюджет за счет собственных средств.
Если передающей стороной выступает бюджетная организация (унитарное предприятие), за которой имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), плательщиком НДС будет организация-ссудодатель. Получающая сторона (ссудополучатель) перечислять НДС не должна.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-03-06/4/91, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100, от 28 ноября 2008 г. № 03-07-11/371, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/520.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям, которые получают в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество, не исполнять обязанности налоговых агентов по НДС. Они заключаются в следующем.
Организация – ссудополучатель государственного (муниципального) имущества должна удерживать НДС из доходов, уплачиваемых ссудодателю в денежной форме (подп. 1 п. 3 ст. 24, абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). При безвозмездном использовании имущества организация освобождается от платы за пользование имуществом, поэтому источник для удержания НДС отсутствует. Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет неудержанные суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).
Вместе с тем, при проверке налоговая инспекция может доначислить ссудополучателю сумму НДС, исходя из рыночной стоимости услуг по аренде аналогичного имущества с учетом налога. В этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые опровергают необходимость начисления НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).
Ситуация: должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности
Нет, не должна.
Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.
По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).
Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.
Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).
Отдельный случай – когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение – арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.
Пример отражения в декларации по НДС платы за аренду земельного участка, принадлежащего государству
ООО «Альфа» арендует два земельных участка, находящихся в муниципальной собственности:
- в городе Мытищи у казенного учреждения. Месячная стоимость аренды – 100 000 руб.;
- в городе Дмитрове непосредственно у городской администрации. Месячная стоимость аренды – 150 000 руб.
При заполнении декларации по НДС в разделе 7 бухгалтер «Альфы» указал:
По участку, находящемуся в городе Дмитрове:
- код операции (графа 1) – 1010251;
- стоимость приобретенных услуг, не облагаемых налогом (графа 3) – 450 000 руб. (150 000 руб. ? 3 мес.).
В отношении земельного участка, арендованного у казенного учреждения в городе Мытищи, «Альфа» декларацию по НДС не заполняет.
Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436.
Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту с платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору с городской администрацией
Нет, не нужно.
Перечень операций, при совершении которых российские организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, приведен в статье 161 Налогового кодекса РФ. Одной из таких операций является аренда государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).
Договор, предметом которого является предоставление права на установку и эксплуатацию собственной рекламной конструкции организации, нельзя квалифицировать как договор аренды. По такому договору организация не получает никакого имущества во временное владение или пользование. А именно это условие является основным признаком договора аренды (ст. 606 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации предоставление права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является услугой, которую городская администрация оказывает организации, а заключенный между ними договор следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Услуги органов власти и управления освобождаются от обложения НДС при выполнении двух условий:
- обязательность оказания таких услуг предусмотрена законодательством;
- услуги оказаны в рамках исполнения исключительных полномочий, возложенных на органы власти и управления в той или иной сфере деятельности.
Такой порядок предусмотрен подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (либо с другим лицом, уполномоченным собственником). Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Из этой нормы следует, что возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции может быть предоставлена ее собственнику не только органами власти и управления, но и другими лицами. А поскольку предоставление права установки и эксплуатации рекламной конструкции не относится к исключительным полномочиям городской администрации, оказание такой услуги облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Реализация услуг органами власти и управления не включена в состав операций, при совершении которых организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.
Поэтому в рассматриваемой ситуации организация, как заказчик услуг, оплачивает их исполнителю с учетом НДС, но перечислить сумму налога в бюджет городская администрация должна самостоятельно (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-07-11/178.
Ответственность
Внимание: если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).
Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).
Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация:Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, не являющемуся плательщиком НДС.
Налоговую базу и сумму налога по операциям, в которых организация выступает в качестве налогового агента по НДС, отразите в декларации по НДС.*
Форма декларации
Форма декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558. По этой форме нужно отчитываться начиная с I квартала 2015 года (п. 2 приказа ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).
Срок сдачи
Сдать декларацию в налоговую инспекцию нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если 25-е число месяца приходится на выходной день, сдайте декларацию в первый же следующий за выходным рабочий день. Например, декларацию за I квартал 2015 года нужно представить не позднее 27 апреля 2015 года (25 и 26 апреля – выходные дни).*
Ситуация: нужно ли сдать нулевую декларацию по НДС налоговому агенту, если в течение квартала у организации не было операций по удержанию налога. Организация не является плательщиком НДС и не ведет посреднической деятельности
Нет, не нужно.
В отличие от статьи 23, статья 24 Налогового кодекса РФ не обязывает налоговых агентов подавать нулевые налоговые декларации. Для них декларации не являются письменным заявлением о полученных доходах. Налоговым агентам нужно составлять отчетность лишь по тем операциям, в результате которых они должны удержать с контрагента ту или иную сумму налога и перечислить ее в бюджет. Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» нужно сдавать в инспекцию только при совершении операций, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ (абз. 8 п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).
Внимание: несвоевременная подача декларации по НДС является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность
Налоговая ответственность за несвоевременное представление деклараций установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2014 года из текста этой статьи исключена категория «налогоплательщик» (п. 13 ст. 10 Закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ). Поэтому в настоящее время налоговая инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать декларации по НДС, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. В том числе и налогового агента, который не является плательщиком НДС.
Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Куда сдавать декларацию
Декларацию сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации – налогового агента (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Как сдать
По общему правилу декларации по НДС можно сдавать в инспекции только в электронном виде и только через уполномоченных спецоператоров. Однако на налоговых агентов, которые не являются плательщиками НДС, это правило распространяется лишь в том случае, если они занимаются посреднической деятельностью и выставляют (от своего имени) или получают (на свое имя) счета-фактуры с выделенной суммой налога. Начиная с отчетности за I квартал 2015 года, они должны сдавать декларации в электронном виде независимо от численности сотрудников. Декларации, сданные такими налоговыми агентами на бумажных носителях, будут считаться непредставленными. Соответственно, за подачу деклараций по НДС на бумаге налоговые инспекции будут штрафовать их не по статье 119.1 (нарушение способа представления деклараций – штраф 200 руб.), а по статье 119 Налогового кодекса РФ, а также блокировать их банковские счета (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС и не занимаются посреднической деятельностью, по-прежнему вправе сдавать декларации по НДС:
- на бумаге (например, через уполномоченного представителя организации или по почте);
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 174, пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 26 февраля 2014 г. № ГД-3-3/780.
Подробнее о составе и способах представления отчетности по НДС в налоговые инспекции см. таблицу.
Порядок заполнения
Декларацию нужно заполнить в рублях, без копеек. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.
Если какие-либо показатели для заполнения декларации отсутствуют, то в соответствующих строках и графах поставьте прочерки.
После того как декларация составлена, последовательно пронумеруйте все страницы начиная с титульного листа. Показатель номера страницы (поле «Стр.»), имеющий три знакоместа, записывается следующим образом: «001», «002»… «029» и т. д.
Об этом сказано в разделе II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
Для отражения операций налоговых агентов в декларации по НДС предусмотрен раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» и раздел 7, в котором приводятся сведения об операциях, не облагаемых НДС.
Так как организация – налоговый агент не является плательщиком НДС, к этим разделам нужно оформить титульный лист. Кроме того, если организация применяет специальный налоговый режим, также заполните раздел 1 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика». Если показатели для этого раздела отсутствуют, во всех строках поставьте прочерки. При этом в титульном листе в реквизите «по месту нахождения (учета)» нужно указать код «231». Об этом сказано в абзаце 11 пункта 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
Раздел 7 заполняйте, если в текущем квартале организация – налоговый агент участвовала в операциях, которые одновременно соответствуют двум условиям:
- указаны в статье 161 Налогового кодекса РФ;
- не облагаются НДС.
Такие правила предусмотрены абзацами 3, 4, 9 пункта 3 и пунктами 44, 44.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558. Например, раздел 7 нужно заполнить, если организация – налоговый агент арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности: плата за пользование природными ресурсами освобождена от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Заполнение титульного листа
На титульном листе декларации укажите:
- ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте слева направо; в двух ячейках, оставшихся свободными, поставьте прочерк);
- номер корректировки (для первичной декларации 0, для уточненной проставляется порядковый номер уточненной декларации начиная с 1);
- код налогового периода согласно приложению № 3 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
На титульном листе должны быть дата заполнения декларации и подписи представителей организации.
Такой порядок предусмотрен разделами II и III Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
Заполнение раздела 2
В разделе 2 декларации по НДС укажите:
- код бюджетной классификации НДС;
- код ОКТМО по Общероссийскому классификатору, утвержденному приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст (письмо ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18585). Строку заполняйте слева направо, в ячейках, оставшихся свободными, поставьте прочерки;
- код ОКВЭД налогового агента;
- код операции, в которой организация выступала в качестве налогового агента, согласно приложению № 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
Строку 060 раздела 2 заполняйте слева направо, в пустых ячейках нули не проставляйте.
Такие правила предусмотрены разделом V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
Раздел 2 нужно заполнить отдельно (на разных страницах) по каждому участнику операций, в которых организация выступала в качестве налогового агента. При наличии нескольких договоров с одним участником (например, с арендодателем – органом государственной власти) раздел 2 можно представить на одной странице. Об этом сказано в пункте 36 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
Строк для указания налоговой базы и ставки НДС в разделе 2 декларации не предусмотрено. Следовательно, приводить расчет НДС налоговым агентам не нужно.
Заполнение раздела 7
В разделе 7 декларации укажите:
- в графе 1 коды операций, приведенные в приложении № 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558;
- в графе 2 стоимость реализованных товаров (работ, услуг) по соответствующим кодам операций;
- в графе 3 стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) по соответствующим кодам операций;
- в графе 4 сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которая не подлежит вычету, по соответствующим кодам операций.
Это предусмотрено разделом XII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
Заполнение разделов 8 и 9
Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, удержанные суммы налога к вычету не принимают. Соответственно, полученные счета-фактуры в книге покупок они не регистрируют. Поскольку данных для заполнения раздела 8 декларации по НДС у таких налоговых агентов не будет, заполнять этот раздел они не должны. Это следует из положений пунктов 3 и 45 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.
Раздел 9 декларации заполняют все налоговые агенты. Заполнить его нужно в случае возникновения обязанности по уплате НДС в бюджет. В нем указываются сведения из книги продаж.
Подробнее о порядке заполнения раздела 9 см. Как составить и сдать декларацию по НДС.
Пример оформления декларации по НДС налоговым агентом, который не является плательщиком НДС
ООО «Альфа» применяет упрощенку.
В течение I квартала 2015 года организация выполняла обязанности налогового агента по НДС:
- при аренде муниципального имущества по договору с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Мытищи Московской области (не является казенным учреждением). Договор действует с 1 января 2015 года. Месячная стоимость аренды с учетом НДС – 200 000 руб. Код операции для заполнения декларации – 1011703. На сумму арендной платы составлен счет-фактура от 12 января 2015 г. № 001;
- при приобретении консультационных услуг у иностранной организации «Бета», не состоящей в России на налоговом учете. Стоимость услуг с учетом НДС – 3350 долл. США или 120 622 руб. по курсу Банка России на дату оплаты услуг. Код операции для заполнения декларации – 1011712. Услуги в сумме 120 622 руб. оплачены 9 февраля 2015 года. На эту сумму составлен счет-фактура от 9 февраля 2015 г. № 002. Налог в сумме 18 400 руб. удержан и перечислен в бюджет 9 февраля 2015 года (платежное поручение от 9 февраля 2015 г. № 25).
На титульном листе декларации по НДС за I квартал бухгалтер указал общие сведения об организации, код налоговой инспекции, в которую подается декларация, и код 231, означающий, что декларация представляется по местонахождению налогового агента (абз. 11 п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).
Раздел 2 декларации по НДС бухгалтер «Альфы» заполнил по каждой из перечисленных операций (на отдельных страницах).
Сумма НДС по аренде муниципального имущества отражена в разделе 2 на странице 003:
200 000 руб. ? 3 мес. ? 18/118 = 91 525 руб.
Сумма НДС по сделке с организацией «Бета» отражена в разделе 2 на странице 004:
120 622 руб. ? 18/118 = 18 400 руб.
Составление декларации бухгалтер закончил заполнением раздела 1. В нем он указал общую сумму налога, исчисленную к уплате по декларации, – 109 925 (91 525 руб. + 18 400 руб.).
В разделе 9 отражены сведения из книги продаж по данным операциям.
24 апреля 2015 года налоговая декларация по НДС за I квартал 2015 года, подписанная генеральным директором «Альфы» Львовым, представлена организацией в налоговую инспекцию.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России