Если организация не создает резерв, затраты на проведение гарантийного ремонта отражайте по факту их возникновения. Списывайте расходы проводками:
Дебет 20 Кредит 70 – начислена зарплата сотрудникам, занятым гарантийным ремонтом;
Дебет 20 Кредит 69 – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на зарплату сотрудников, занятых гарантийным ремонтом;
Дебет 20 Кредит 10 – списаны материалы для проведения гарантийного ремонта.
На конец отчетного периода (месяца) сумму затрат на гарантийный ремонт спишите в дебет счета 90-2:
Дебет 90-2 Кредит 20 – списаны затраты на гарантийный ремонт.
При списании материалов оформите требование-накладную (форма № М-11) или карточку складского учета (форма № М-17). При этом типовые формы документов, которые есть в альбомах унифицированных форм и утверждены постановлениями Госкомстата России, применять не обязательно. Поэтому Вы вправе разработать единый акт на списание материалов. В нем можно указать лишь обязательные реквизиты и те, которые важны для организации исходя из специфики деятельности.
Если организация не создает резерв на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание), возникающие затраты включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ).
На стоимость работ по гарантийному ремонту начислите НДС. Льготой по НДС можно воспользоваться только при осуществлении гарантийного ремонта товаров и бытовых приборов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и продукции (работ)
Бухучет: способы учета затрат
В бухучете возможны следующие способы учета затрат на гарантийный ремонт:
- по фактически произведенным затратам;
- путем создания специального резерва (если расходы на гарантийный ремонт, которые у организации могут возникнуть в будущем, она признает оценочным обязательством). Подробнее об этом см. Как создать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и готовой продукции (работ).
Это следует из пункта 22 ПБУ 10/99, пунктов 5 и 8 ПБУ 8/2010.
Бухучет: отражение затрат
Если организация не создает резерв, затраты на проведение гарантийного ремонта отражайте по факту их возникновения. В зависимости от вида расходов списывайте их проводками:*
Дебет 20 (23, 44) Кредит 70
– начислена зарплата сотрудникам, занятым гарантийным ремонтом;
Дебет 20 (23, 44) Кредит 69
– начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на зарплату сотрудников, занятых гарантийным ремонтом;
Дебет 20 (23, 44) Кредит 10
– списаны запчасти (комплектующие) для проведения гарантийного ремонта.
Запчасти и комплектующие списывайте одним из выбранных методов списания материальных затрат.
Дебет 20 (23, 44) Кредит 70 (10, 02, 68, 69, 60...)
– списаны расходы на доставку товара от покупателя к месту проведения гарантийного ремонта и обратно.
На конец отчетного периода (месяца) сумму затрат на гарантийный ремонт спишите в дебет счета 90-2:*
Дебет 90-2 Кредит 20 (23, 44)
– списаны затраты на гарантийный ремонт.
Гарантийный ремонт с привлечением сторонних организаций выполняется на основании договора подряда со специализированной компанией (сервисным центром).
Отношения между заказчиком и исполнителем регулируются главой 37 Гражданского кодекса РФ. Порядок учета расходов, связанных с проведением гарантийного ремонта, в данном случае зависит от условий договора. Если договором предусмотрено, что стоимость работ включает в себя стоимость запчастей (комплектующих), то в бухучете затраты по договору отразите проводкой:
Дебет 20 (23, 44) Кредит 60
– отражены затраты на услуги сервисного центра.
Сделайте эту проводку при подписании акта выполненных работ (п. 18 ПБУ 10/99).
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль организация может учитывать расходы на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) двумя способами:
- путем создания резерва на гарантийный ремонт;
- по факту возникновения затрат.
Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 267 НК РФ). Если способы учета расходов на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) в бухгалтерском и налоговом учете различаются, у организации возникнут временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02).
Если организация не создает резерв на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание), возникающие затраты включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ).*
Если организация применяет метод начисления, то расходы на гарантийный ремонт, выполняемый собственными силами, признаются в том отчетном периоде, когда они были произведены, независимо от факта оплаты (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ). Если гарантийный ремонт осуществляется силами сторонней организации, то расходы отразите на дату оформления документов, подтверждающих факт выполнения работ (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).*
Если организация применяет кассовый метод, то фактические расходы на проведение гарантийного ремонта (как собственными силами, так и с привлечением сервисных центров) признаются только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). В связи с этим в бухучете могут возникнуть временные разницы и отложенные налоговые активы (п. 14 ПБУ 18/02), которые будут погашаться по мере оплаты расходов.
НДС
На стоимость работ по гарантийному ремонту (техническому обслуживанию) товаров и бытовых приборов НДС не начисляйте. Льготой можно воспользоваться, только если поступления и расходы, связанные с гарантийным ремонтом, будут учтены обособленно. Это следует из положений подпункта 13 пункта 2 и пункта 4 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Если организация приобретает комплектующие и запчасти для ремонта (либо выполняет ремонт силами сервисных центров), то входной НДС к вычету не принимайте, а учитывайте его в стоимости приобретенных материалов:
Дебет 10 Кредит 19
– учтен входной НДС в стоимости запчастей (комплектующих);
Дебет 20 (23) Кредит 19
– учтен входной НДС в стоимости услуг сервисного центра.
Это следует из положений подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Если доля затрат на гарантийный ремонт в общей сумме расходов на производство не превышает пять процентов, то сумму входного НДС по этим затратам организация вправе принять к вычету (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). Подробнее об этом см. Как принять к вычету входной НДС по имуществу (работам, услугам), которое будет использоваться как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении отпуск материалов в эксплуатацию (производство)
Документальное оформление
Отпуск (передачу) материалов в эксплуатацию (производство) оформляйте следующими документами:*
- лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при систематическом использовании материалов, когда утверждены нормы и планы их расходования;
- накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется в тех случаях, когда материалы передаются территориально удаленному подразделению;
- требование-накладная (форма № М-11) или карточка складского учета (форма № М-17) применяется в остальных случаях.
Такие правила установлены пунктами 100, 109 и 126 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Главбух советует: типовые формы документов, которые есть в альбомах унифицированных форм и утверждены постановлениями Госкомстата России, применять не обязательно. Поэтому организации вправе разработать единый акт на списание материалов. В нем можно указать лишь обязательные реквизиты и те, которые важны для организации исходя из специфики деятельности.*
Этими же документами оформляйте списание имущества стоимостью до 40 000 руб. (другого установленного в учетной политике предела), которое по остальным признакам соответствует основным средствам. Это объясняется тем, что в бухучете его стоимость списывается аналогично материалам (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса