Да, можно, и тонкости описаны в ситуации «Как учесть при расчете налога на прибыль взносы в СРО за допуск к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (в т. ч. взносы, перечисленные до и после внесения некоммерческого партнерства в реестр СРО)», а по вопросам, не связанным с бухгалтерским учётом и (или) с налогообложение Эксперты Системы Главбух не консультируют.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как учесть при расчете налога на прибыль прочие расходы, связанные с производством и реализацией
Взносы в саморегулируемые организации
Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль взносы в СРО за допуск к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (в т. ч. взносы, перечисленные до и после внесения некоммерческого партнерства в реестр СРО)*
Взносы, вклады и иные обязательные платежи в СРО можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов. Главное условие – такая плата является необходимым условием для ведения деятельности организации, которая ее перечисляет. Такой порядок установлен подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Некоторые виды работ, связанных с капитальным строительством, можно выполнять только при наличии свидетельства о допуске к ним. Это работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Об этом сказано в части 2 статьи 47, части 4 статьи 48 и части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Детальный перечень работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, для исполнения которых нужно иметь свидетельство о допуске к ним, утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624.
Свидетельство о допуске к таким видам работ выдают своим членам саморегулируемые организации (СРО), то есть некоммерческие организации (ст. 11 НК РФ, ст. 55.2, 55.8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 3 Закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ). Саморегулирование в строительной отрасли (в т. ч. выдача свидетельств о допуске) введено вместо системы лицензирования (ст. 1и 3 Закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ, п. 1 письма ФНС России от 3 апреля 2009 г. № ШС-22-3/256).
Свидетельство о допуске выдается бесплатно и без ограничения территории и срока его действия (ч. 9 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ). Однако его получение, а также его действительность зависит в том числе от уплаты взносов, размер и порядок уплаты которых устанавливает СРО (п. 6–7 ст. 55.9 Градостроительного кодекса РФ). Например, свидетельство выдается только при уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд (ч. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ). Если же после получения свидетельства член СРО не уплачивает регулярные членские взносы, его могут исключить из членов организации. При этом свидетельство о допуске будет признано недействительным (подп. 3 ч. 2 ст. 55.7,подп. 5 ч. 15 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Таким образом, уплата взносов в СРО является необходимым условием для организаций, которые занимаются работами, оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Поскольку в данном случае выполняются оба условия подпункта 29пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (перечисление взносов в некоммерческую организацию и их производственная необходимость), такие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль (подп. 29 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 11 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/63, от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/790, от 16 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/254, от 2 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/213, от 26 марта 2009 г. № 03-03-05/52 и ФНС России от 3 апреля 2009 г. № ШС-22-3/256.
При этом документами, подтверждающими расходы на уплату взносов, могут быть:
- копия свидетельства о членстве в СРО;
- платежные поручения на перечисление взносов;
- счета и другие документы, выданные СРО.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 10 августа 2010 г. № 03-03-06/4/75, от 1 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/207.
Если у организации нет необходимости вступления в СРО (организации не нужны свидетельства о допуске для выполнения работ), но она стала членом СРО в добровольном порядке, сумма уплаченных взносов при расчете налога на прибыль не учитывается: в этом случае условияподпункта 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не выполняются. Кроме того, такие расходы нельзя признать экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такие разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 22 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/608.
Расходы в виде взносов признавайте в зависимости от метода, которым организация рассчитывает налог на прибыль.
Если организация применяет кассовый метод, взносы учитывайте по мере их перечисления. То есть в том отчетном периоде, в котором организация их уплачивает. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.
Если организация применяет метод начисления, расходы в виде вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд СРО признаются в налоговом учете единовременно в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ (например, на дату осуществления расчетов). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 10 августа 2010 г. № 03-03-06/4/75, от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/479, от 12 июля 2010 г. № 03-03-05/150, от 25 марта 2010 г. № 03-03-06/1/182, от 11 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/63, от 1 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/207, от 25 марта 2010 г. № 03-03-06/1/182, от 11 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/63.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов по уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО, которая допускает к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления
ЗАО «Альфа» ведет деятельность по подготовке проектной документации под строительство различных объектов. Ею можно заниматься при наличии свидетельства о допуске к проектным работам.
Для получения свидетельства в декабре «Альфа» вступила в СРО НП «Проект». Вступительный взнос в СРО составил 10 000 руб., взнос в компенсационный фонд – 150 000 руб. В конце месяца свидетельство было получено. Размер членского взноса – 20 000 руб. Согласно положению НП «Проект» членские взносы уплачиваются один раз в год в том месяце, когда организация вступила в СРО.
Бухгалтер «Альфы» отразил в учете уплату взносов в СРО НП «Проект» следующим образом:
Дебет 76 Кредит 51
– 180 000 руб. (10 000 руб. + 150 000 руб.+ 20 000 руб.) –перечислены взносы в СРО проектировщиков;
Дебет 26 Кредит 76
– 10 000 руб. – учтен вступительный взнос в СРО проектировщиков;
Дебет 26 Кредит 76
– 150 000 руб. – учтен взнос в компенсационный фонд СРО проектировщиков;
Дебет 26 Кредит 76
– 20 000 руб. – учтен членский взнос в СРО проектировщиков.
При расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» включил в состав прочих расходов:
- сумму вступительного взноса в размере 10 000 руб.;
- сумму взноса в компенсационный фонд в размере 150 000 руб.;
- сумму членского взноса в размере 20 000 руб.
Если взносы были перечислены до того момента, как некоммерческая организация получила статус СРО, при расчете налога на прибыль их учесть нельзя. Поскольку саморегулируемая организация еще не получила статус СРО, она не вправе выдавать свидетельство о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Поэтому взносы, перечисленные в ее адрес, не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль. Такой вывод следует из положений подпункта 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ иписьма Минфина России от 2 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/213.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие учесть взносы, перечисленные в некоммерческую организацию до того, как она получила статус саморегулируемой. Они заключаются в следующем.
Во-первых, Налоговый кодекс РФ не содержит требования о том, что взносы, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, должны быть уплачены только после того, как организация получит статус саморегулируемой. В подпункте 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ сказано только о том, что взносы нужно перечислять в некоммерческую организацию. Отдельных положений об учете расходов по перечислению взносов именно в СРО налоговое законодательство не содержит.
Во-вторых, чтобы организация приобрела статус саморегулируемой, она обязана соответствовать ряду требований (п. 1 ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ). В частности, она должна иметь:
- определенное количество членов (организаций и предпринимателей), осуществляющих именно тот вид деятельности, который некоммерческая организация планирует регулировать, выдавая свидетельства о допуске;
- компенсационный фонд определенного размера.
Это следует из частей 3 и 5 статьи 3 Закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ и статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ.
При этом организация, которая являлась членом некоммерческого партнерства до получения им статуса СРО, после регистрации саморегулируемой организации вправе получить свидетельство о допуске (п. 7 и 10 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, если организация вступила в СРО до присвоения ей данного статуса, она вправе учесть взносы, перечисленные за это время, при расчете налога на прибыль. При условии, что в итоге она получила свидетельство о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Это связано с тем, что уплаченные взносы были необходимым условием для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой, а следовательно, необходимым условием и для получения свидетельства о допуске.
Такой вывод можно сделать из положений подпункта 29пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ и главы 6.1Градостроительного кодекса РФ.
Иной подход предоставит одним членам СРО (вступившим в нее после приобретения статуса саморегулируемой) преимущества при уплате налога на прибыль перед другими ее членами (участвовавшими в создании СРО). Что при прочих равных условиях (режиме налогообложения, факте получения свидетельства, реальности произведенных расходов) противоречит принципам равенства налогообложения и отсутствия налоговой дискриминации. Это следует из пунктов 1–2 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Однако следование указанной позиции может привести к разногласиям с проверяющими. Арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Письмо Минэкономразвития РФ от 17.05.2010 № Д05-1486
«Вопрос:* О порядке оплаты вступительных, страховых, компенсационных и ежемесячных взносов хозяйствующими субъектами при вступлении и дальнейшей деятельности в саморегулируемых организациях в области строительства.
Ответ:*
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение о порядке оплаты вступительных, страховых, компенсационных и ежемесячных взносов хозяйствующими субъектами при вступлении и дальнейшей деятельности в саморегулируемых организациях в области строительства и сообщает.
Правительством Российской Федерации (Постановление от 19.11.2008 № 864) утверждение перечня видов работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отнесено к компетенции Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, которым утверждено Положение о Минфине России, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В связи с этим данное обращение направлено в Минрегион России и Минфин России для рассмотрения и ответа по существу поставленного вопроса».
28.04.2015г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.