Суды в большинстве своем исходят из того, что предрейсовые медосмотры и проч. мед.услуги, которые проводятся медицинским пунктом предприятия, относятся к мед.услугам и освобождаются от обложения НДС. Подробнее положительную и отрицательную практику по этому вопросу см. по этой ссылке.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.
1. РЕШЕНИЕ АС ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.01.2007 № А19-25524/06-18
«В целях налогообложения к медицинским услугам относятся следующие услуги: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством РФ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 г. № 132); услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным (подпункт 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно указанному Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, к таковым относятся, в том числе, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно- поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы. Пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что перечисленные в данной статье операции, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно подпункту 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление 4 медицинской деятельности подлежит лицензированию. При этом, перечень лицензируемых работ и услуг в сфере медицинской деятельности устанавливается отдельным положением о лицензировании (подпункт 4 пункта 2 статьи 17 названного Закона). Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002г. № 499, предусмотрено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе, дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2002 № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности», зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 11.10.2002 г. № 3856, утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в которой за № 06.034 указаны «работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств», за № 06.033 - «работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам». Таким образом, предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, а также предварительные и периодические медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, которая подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из имеющейся в материала дела лицензии от 16.11.2004 г. № 99-01-000608 и прилагаемого к ней приложения от 16.11.2004 г. № 1, следует, что заявитель имеет право на осуществление медицинской деятельности, включающей в себя доврачебную помощь, амбулаторно-поликлиническую помощь, стационарную помощь, а также прочие работы и услуги (в том числе, предварительные и периодические медицинские осмотры, предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств). Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем применена льгота по налогу на добавленную стоимость при осуществлении иной деятельности, не предусмотренной названной лицензией, налоговым органом не представлено.*
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организации и индивидуальные предприниматели обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения. Согласно Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)» (Приложение к Письму Минздрава России от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32) основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. Таким образом, медицинские осмотры, проводимые при поступлении на работу, периодические (очередные, внеочередные) медицинские осмотры, предрейсовые медицинские осмотры водителей являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, и, следовательно, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость как услуги по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001г.№ 132, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги медицинских организаций по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению, в том числе сотрудникам организации, которая на основании договора с медицинской организацией осуществляет оплату медицинской организации стоимости медицинских услуг, оказанных ее сотрудникам. 8 Подпункт 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит ограничений по составу лиц, которым могут быть оказаны вышеназванные медицинские услуги (в том числе, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию, а также услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации). Материалами дела подтверждается, что рассматриваемые медицинские услуги по заключенным договорам оказывались заявителем конкретным работникам (физическим лицам)* ВСЖД филиал ОАО «РЖД», МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», МУП «Водоканал», ИП Васильевой Н.Л., ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом», ОГУП «Дорожная служба Иркутской области», ЗАО «Иркутскэнерготранс», Отделением по Нижнеилимскому району УФК по Иркутской области, НДОУ «Детский сад № 15 ОАО «РЖД» (Заказчик), ОАО «Сибирьтелеком», а также физическим лицам, застрахованным ОАО «Страховое общество ЖАСО». Исходя из изложенного, суд находит несостоятельными доводы ответчика, изложенные в оспариваемом решении о неправомерном применении учреждением льготы по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным с организациями, а не с конкретными физическими лицами, поскольку данные обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве оснований для отказа в освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость рассматриваемых медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями*».
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВСО ОТ 12.12.2006 № А19-18058/2006
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
«В ходе проверки установлено занижение налоговой базы на 1 000 925 рублей, в результате неправомерного применения налогоплательщиком права на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость оказанных услуг по проведению предварительных и периодических медосмотров, а также предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.*
По результатам проверки вынесено решение N07-1/12061/12082 от 06.05.2006 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 22 674,60 рублей, а также доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 113 373 рубля и пени в сумме 3 401,19 рублей.
Считая решение инспекции незаконным в указанной части, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявленных требований учреждения, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, от обложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии освобождаются услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством России.
Согласно пункту 1 указанного Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 № 132, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Суд, на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в дела доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что оказанные учреждением услуги направлены на оказание населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, поэтому оно правомерно воспользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у инспекции отсутствовали законные основания для доначисления учреждению налога на добавленную стоимость в сумме 113 373 рубля и пени в сумме 3 401,19 рублей и привлечения к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа в сумме 22 674,60 рублей.
Таким образом, у Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта, принятого по настоящему спору*».
3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО ОТ 21.11.2006 № А05-6570/2006
«В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 НК РФ при наличии у налогоплательщика соответствующей лицензии не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
В целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации к медицинским услугам, в частности, относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.01 № 132 утвержден «Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 Перечня к таким услугам относятся услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
Министерством здравоохранения 12.07.04 утверждена «Номенклатура работ и услуг в здравоохранении», разделом D 20.02 которой установлено, что к работам по экспертизе в здравоохранении относится предрейсовое медицинское освидетельствование машинистов поездов железнодорожного транспорта, шоферов.
Таким образом, услуги по проведению предрейсовых медицинских осмотров локомотивных бригад и водителей автотранспортных средств, оказываемые заявителем, имеющим соответствующую лицензию, на основании договора от 25.07.05 № НЮ-925, заключенного с ОАО «Российские железные дороги», относятся к услугам, которые не подлежат налогообложению.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, учреждение правомерно применило льготу по НДС, установленную подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, к выручке от реализации медицинских услуг, оказанных по договору в июле, августе, октябре, ноябре, декабре 2005 года*».
28.05.2015г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.