В данном случае требования к оформлению путевых листов налоговой инспекции и транспортной инспекции расходятся. С точки зрения первых, правильнее, если арендатор будет выписывать путевые листы, т.к. именно это позволяет ему учесть расходы на содержание этого автотранспорта. Инспектор же УГАДН дословно руководствуется текстом требований ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСКОМСТАТА РОССИИ №78 ОТ 28.11.97: «Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным.<...> Путевые листы по формам № 4-c и № 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. <...> Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль».
Выйти из этой ситуации можно попробовать заключив с арендодателем соглашение о том, что арендатор является «уполномоченным лицом» арендодателя при заполнении путевых листов и имеет право сам их оформлять без участия сотрудников арендодателя.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Вопросы про путевой лист, которые при проверке приводят к налоговым спорам
Аренда транспортного средства с экипажем или перевозки. По мнению налоговиков, наличие путевых листов в данной ситуации позволит определить регулярность использования, а также маршрут движения арендованных автомобилей и время в пути (к примеру, письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.08 № 20-12/041966.1). Причем иногда проверяющие требуют представить путевые листы, оформленные именно арендатором. Хотя этот документ в данном случае оформляет арендодатель, который эксплуатирует транспортное средство.*
Аналогичная ситуация складывается с подтверждением расходов на оплату услуг сторонних перевозчиков. Налоговики могут потребовать копии путевых листов перевозчика. Исключение — аренда автомобиля с экипажем у физлица, не являющегося ИП. Ведь такие лица не должны оформлять путевые листы (п. 2 приказа № 152 и п. 2постановления № 78).*
Однако суды считают, что отсутствие путевых листов у заказчика услуг не свидетельствует об отсутствии документального подтверждения таких затрат. Путевые листы предусмотрены для эксплуатирующих организаций, которыми в рассматриваемых случаях являются арендодатель и перевозчик* (постановления ФАС Московского округа от 19.03.12 № А40-64845/11-107-280 , от 25.08.11 № КА-А40/9306-11 , Поволжского от 21.10.10 № А49-442/2010 , Московского от 03.09.08 № КА-А40/8214-08 и Северо-Западного от 18.01.08 № А56-15033/2007 округов).
Шамонова Н. Н.,
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
аудитор компании ЗАО «Группа Финансы»,
РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР, №9, май 2012
11.06.2015г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.