Уточненная декларация сдается в налоговую инспекцию теми же способами, что и первичная. В уточненной декларации отражаются правильные показатели, не разница. Состав уточненной декларации такой же как и у первичной. Сдайте уточненную декларацию вместе с сопроводительным письмом. Укажите в нем причины, из-за которых организация вносит изменения в отчетность. Форма сопроводительного письма к уточненной декларации официально не утверждена. Поэтому его можно составить в произвольной форме.
К письму приложите копии платежных документов на перечисление налоговой недоимки и пеней за просрочку платежа. Недостающую сумму налога и пени за период просрочки следует уплатить до подачи уточненной декларации. Пени нужно рассчитать в сумме 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. День фактической уплаты налога в период просрочки не включайте. Сумму недоимки по налогу и пеням нужно перечислять отдельными платежными документами. Книгу покупок и продаж предоставлять не надо.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация:Как сдать уточненную налоговую декларацию
Корректировка налоговых обязательств
По общему правилу уточненные налоговые декларации следует сдавать за те периоды, в которых были допущены ошибки, исказившие налоговую базу. Если определить эти периоды невозможно, нужно скорректировать налоговые обязательства периода, в котором ошибка была обнаружена. Кроме того, в периоде обнаружения ошибки можно корректировать налоговые обязательства, если ошибка повлекла за собой переплату по налогу. Такой порядок прописан в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.
Способы сдачи
Уточненную декларацию можно сдать в налоговую инспекцию теми же способами, что и первичную.* Никаких исключений для уточненных деклараций пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ не содержит.
Ситуация: нужно ли к уточненной налоговой декларации оформить сопроводительное письмо
Да, нужно.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
На практике налоговые инспекции требуют, чтобы уточненную отчетность организации подавали с сопроводительным письмом.* Основанием для этого служит статья 88 Налогового кодекса РФ, по которой в ходе камеральной проверки инспекция вправе требовать от организации дополнительные сведения и получать пояснения, связанные с расчетом налога.
Главбух советует: сдайте уточненную декларацию вместе с сопроводительным письмом. Укажите в нем причины, из-за которых организация вносит изменения в отчетность. Это позволит вам отсрочить камеральную налоговую проверку и более тщательно к ней подготовиться.
Форма сопроводительного письма к уточненной декларации официально не утверждена. Поэтому его можно составить в произвольной форме. Обычно налоговые инспекции требуют, чтобы в сопроводительном письме организация объяснила, почему пересчитывает налог и не затрагивают ли внесенные изменения другие налоговые обязательства.
Если по результатам уточненного расчета организация должна доплатить налог, составить сопроводительное письмо можно по следующему образцу. К письму приложите копии платежных документов на перечисление налоговой недоимки и пеней за просрочку платежа.*
Если по результатам уточненного расчета доплачивать налог не нужно, составить сопроводительное письмо можно по следующей форме.
Если по результатам уточненного расчета у организации сложилась переплата по налогу, то одновременно с сопроводительным письмом в инспекцию следует подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога.
Прием уточненных деклараций
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в приеме уточненной декларации
Да, может, если не был соблюден порядок оформления и представления налоговой отчетности.
Порядок представления налоговой отчетности установлен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:
- отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
- представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке). Подробнее об этом см. Как оформить уточненную налоговую декларацию;
- отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
- несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
- представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.
Об этом сказано в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Таким образом, если какое-либо из перечисленных требований организацией не выполнено, инспекция может отказать ей в приеме уточненной налоговой декларации.
В других случаях отказать в приеме уточненной декларации налоговая инспекция не вправе. Если организация все-таки получила отказ, отправьте уточненную декларацию по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В статье 80 Налогового кодекса РФ сказано, что налогоплательщики могут сдавать декларации через своих представителей. При этом без доверенности могут действовать только законные представители (ст. 27 НК РФ). В их число входят руководители или управляющие (руководители управляющих организаций). Это следует из положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ, статей 40 и 42 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
Другие лица могут быть уполномоченными представителями. Они вправе действовать от имени организации только по доверенности (ст. 29 НК РФ). Отсутствие у них доверенности является основанием для того, чтобы налоговая инспекция отказала в приеме отчетности (подп. 2 п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).
Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности
Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены.* Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Подача уточненной декларации, в которой налоговые обязательства организации увеличиваются, подразумевает, что в первичной декларации налог был посчитан неверно. Из этого налоговая инспекция может сделать вывод, что организация нарушила правила учета объектов налогообложения, вследствие чего налоговая база была занижена. Однако сам по себе факт подачи уточненной декларации не является основанием для привлечения организации к ответственности по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Чтобы оштрафовать организацию, инспекция должна провести камеральную налоговую проверку, установить факт совершения правонарушения и вынести соответствующее постановление (п. 1,3 ст. 108 НК РФ). При этом инспекция должна учитывать наличие имеющейся у организации переплаты, подлежащей зачету или возврату. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 февраля 2013 г. № 03-02-07/1/2279.
При подаче уточненной налоговой декларации организация не привлекается к ответственности в трех случаях.*
1. Если представит ее до истечения срока, установленного для подачи деклараций (п. 2 ст. 81 НК РФ).
2. Если представит ее позже, но до истечения срока, установленного для уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию:
- о назначении выездной проверки;
- об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке).
Такой порядок предусмотрен в пункте 3 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:
- если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;*
- если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.
Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли инспекция оштрафовать за неуплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ, если организация сдала уточненную декларацию и доплатила налог и пени по ней в один день
Нет, не может.
Если уточненную декларацию с суммой налога «к доплате» организация сдала в тот же день, когда перечислила эту сумму в бюджет, то у инспекции не будет оснований взыскивать штраф по статье 122Налогового кодекса РФ.*
В рассматриваемой ситуации – когда речь идет об ошибке, из-за которой оказалась занижена налоговая база и возникла недоимка, – действует общее правило, прописанное в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Если организация самостоятельно обнаружила такое нарушение, подала уточненную декларацию и «до представления декларации» погасила долг и заплатила соответствующие пени, то она освобождается от ответственности. То есть от штрафа по статье 122 Налогового кодекса РФ.
Слова «до представления декларации» вовсе не означают «накануне» или «за несколько дней» до подачи декларации. Заплатить налог и сдать уточненную декларацию можно в один и тот же день.
В рассматриваемой ситуации задолженность по налогу образуется в день подачи уточненной декларации. Именно эта дата должна быть указана в лицевом счете организации как день возникновения недоимки (раздел VI Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9). Формальным поводом для начисления штрафа за неуплату налога в этом случае мог бы стать временной разрыв между этой датой и датой погашения возникшей недоимки. Но если недостающая сумма налога и пени уплачены в тот же день, когда организация сдала уточненную декларацию, то этого разрыва не будет.
Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, когда организация предъявила в банк поручение на перечисление необходимой суммы в бюджет (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). И если у организации есть платежное поручение, принятое банком в тот же день, когда инспекция приняла уточненную декларацию, то оснований для наказания у инспекции не будет. В этот день задолженность по налогу, отраженная в уточненной декларации, считается погашенной.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. № Ф04-2581/2007).
Внимание: подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: можно ли избежать штрафных санкций, если подать уточненную налоговую декларацию после начала камеральной проверки. По уточненной декларации налоговые обязательства организации увеличиваются
Да, можно.
Если уточненная декларация сдана до окончания камеральной проверки первичной декларации, все действия инспекции в отношении первичной декларации прекращаются. В этом случае налоговая инспекция обязана начать новую камеральную проверку на основе уточненной декларации. Такой порядок предусмотрен пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Одним из условий освобождения от ответственности при представлении уточненной декларации является ее подача до того, как организация узнает, что инспекция обнаружила в отчетности ошибку либо назначила выездную проверку. Об этом сказано в пунктах 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция обнаружит в декларации ошибку, она обязана предложить организации внести в отчетность исправления или дать необходимые пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Причем при рассмотрении подобных споров арбитражные суды подчеркивают, что требование об исправлении отчетности должно быть официальным (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. № Ф04-7572/2004(5772-А27-3), Московского округа от 23 января 2006 г. № КА-А40/13941-05, Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. № А26-1859/2005-210 иУральского округа от 16 июня 2005 г. № Ф09-2464/05-С2).
До тех пор пока организация не получила такой документ, ошибка считается не обнаруженной. Следовательно, уточненную декларацию можно представить даже после того, как камеральная проверка уже началась. При этом Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество подаваемых за один налоговый период уточненных деклараций. Организация освобождается от ответственности:
- если уточненная декларация представлена до истечения срока уплаты налога;
- если уточненная декларация представлена после истечения срока уплаты налога, но при этом организация перечислила в бюджет недостающую сумму налога и пени.
Об этом сказано в пунктах 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
На этих же условиях организация освобождается от ответственности, если она подала уточненную декларацию до того, как ошибка была обнаружена налоговой инспекцией. Аналогичная точка зрения была отражена в письме Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-61.
Следует отметить, что организация не освобождается от ответственности, если уточненную декларацию она подала по истечении трехмесячного срока, отведенного инспекции на проведение камеральной проверки. Даже если к этому времени акт об окончании проверки не был составлен и решение о привлечении организации к ответственности инспекция не выносила. Это следует из положений пунктов 2 и9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых подтверждается правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2012 г. № Ф09-8834/11).
Расчет пеней
Пени нужно рассчитать в сумме 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа по налогу (ст. 75 НК РФ). День фактической уплаты налога (проведения зачета и т. д.) в период просрочки не включайте.* Это связано с тем, что пени взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют. Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Пример расчета суммы пеней при подаче уточненной налоговой декларации
Организация зарегистрирована в Московской области и является плательщиком транспортного налога. В апреле 2013 года бухгалтер организации обнаружил, что в налоговой декларации по транспортному налогу за 2012 год налоговая база была занижена (неправильно отражена мощность двигателя). В результате ошибки организация недоплатила в региональный бюджет 10 000 руб.
Недостающие суммы налога и пеней были перечислены 26 апреля 2013 года. В этот же день организация подала в налоговую инспекцию уточненную декларацию за 2012 год.
Последний срок уплаты транспортного налога за 2012 год – 28 марта 2013 года (п. 1 ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ). Доплата по налогу была перечислена с опозданием на 28 дней (с 29 марта по 25 апреля 2013 года). В период просрочки платежа действовала ставка рефинансирования в размере 8,25 процента.
Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога, составила:
10 000 руб. ? 1/300 ? 8,25% ? 28 дн. = 77 руб.
Уплата недоимки и пеней
Ситуация: можно ли сумму налога и пеней перечислить одним платежным документом. Организация перечисляет в бюджет оба этих платежа перед подачей уточненной налоговой декларации
Нет, нельзя.
Сумму недоимки по налогу и пеням нужно перечислять отдельными платежными документами.* Это связано с тем, что для налоговых платежей, штрафных санкций и пеней установлены разные коды бюджетной классификации (КБК).
Если перечислить недоимку и пени одним платежным документом, налоговая инспекция может счесть, что в бюджет поступила только сумма налога. Даже если эта сумма будет больше, чем указано в уточненной декларации. В связи с этим инспекция может попытаться оштрафовать организацию по статье 122Налогового кодекса РФ.
Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что уплата пеней является обязательным условием для освобождения от ответственности при подаче уточненнойдекларации (см., например, определения ВАС РФ от 18 января 2010 г. № ВАС-17586/09, от 31 октября 2008 г. № 14141/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 17 декабря 2010 г. № Ф03-8424/2010,Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2010 г. № А70-6877/2009, Волго-Вятского округа от 12 ноября 2009 г. № А28-8881/2009-222/21, Поволжского округа от 4 сентября 2008 г. № А57-22478/07, Северо-Западного округа от 14 января 2008 г. № А56-15591/2007). Такая же позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 17 декабря 2010 г. № 1572-О-О.
Однако есть примеры судебных решений, в которых говорится, что статья 122 Налогового кодекса РФ не предусматривает ответственности за неуплату пеней. Поэтому применять эту статью, если организация не уплатила пени при подаче уточненной декларации, нельзя (см., например, определение ВАС РФ от 5 сентября 2008 г. № 11161/08, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2009 г. № А19-8749/09, Поволжского округа от 9 октября 2008 г. № А06-1727/08, Уральского округа от 18 июня 2008 г. № Ф09-4351/08-С3, Московского округа от 29 мая 2007 г. № КА-А41/4573-07).
Чтобы избежать судебных разбирательств, перечисляйте недоимку и пени по налогу разными платежными документами.
Платежные поручения оформляйте по общим правилам.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
13.05.2015г.
С уважением,
Ирина Киселева, эксперт Системы Главбух.
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем руководителя экспертной поддержки.