Да, нужно, поскольку обособленное подразделение и головная организация имеют разные адреса, и по новому адресу создаются рабочие места.
Связано это с тем, что одним из п признаков обособленного подразделения является территориальная обособленность от головной организации. Минфин РФ считает, что если адрес подразделения, ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом (местом нахождения) головной организации, то подразделение является территориально обособленным. По его мнению, юридическое значение имеет не факт того, какой инспекции подконтрольна организация, а различие между адресами юридического лица и его подразделения (письма от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-314, от 12 января 2010 г. № 03-02-07/1-6, от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550).
Порядок создания обособленного подразделения зависит о того, в какой форме оно будет создано, форму же, в свою очередь, определяют цели его создания, задачи, которые подразделение будет решать в процессе деятельности, и какой результат организация хочет от него получить. Целесообразно создавать филиал тогда, когда обособленное подразделение будет:
• иметь отдельный баланс;
• самостоятельно начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников;
• иметь достаточно сложную организационную структуру и большое число сотрудников;
находиться на большом расстоянии от организации.
Если же выполнять эти условия не требуется, достаточно создать простое обособленное подразделение.
Создание филиала – достаточно сложная процедура, требующая, в частности, внесения изменений в учредительные документы организации и регистрации этих изменений в налоговой инспекции (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Для этого потребуется провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором принять решения по следующим вопросам:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- о создании филиала;
- об утверждении Положения о филиале;
- об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с созданием филиала).
После чего необходимо уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Форма уведомления № Р13002 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К заявлению необходимо приложить решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы и изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах. Госпошлину при этом платить не нужно.
Создать иное обособленное подразделение (т. е. подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством) значительно проще. Чтобы оформить открытие простого подразделения, достаточно оформить решение (приказ) руководителя об этом, и представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) в течение одного месяца с момента создания. Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/36
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист.
1. Ситуация: Организация и ее подразделение расположены на территории, подведомственной одному налоговому органу. Считается ли подразделение территориально обособленным
Единой позиции по этому вопросу нет.
По мнению Минфина России, юридическое значение имеет не факт того, какой инспекции подконтрольна организация, а различие между адресами юридического лица и его подразделения (письма от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-314, от 12 января 2010 г. № 03-02-07/1-6, от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550). Например, если организация зарегистрирована по адресу: г. Москва, ул. Михалковская, д. 20, а офис расположен на той же улице, но в доме 22, то этот офис в любом случае будет считаться территориально обособленным подразделением.*
Несколько лет назад (до опубликования разъяснений Минфина России) некоторые арбитражные суды кассационной инстанции приходили к противоположному выводу: «Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу» (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2007 г. № Ф08-3590/2007-1449А по делу № А63-9693/2006-С4, ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. по делу № А26-11293/2005). Другими словами, суды считали, что подразделение является территориально обособленным, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль ведет иной орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Однако и в настоящее время (т. е. уже после того как Минфин России дал соответствующие разъяснения) арбитражные суды иногда придерживаются своей прежней позиции (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. по делу № А56-37487/2012, от 6 октября 2011 г. по делу № А56-13261/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2010 г. № 09АП-31980/2010 по делу № А40-105046/10-152-567).
Поскольку единый подход отсутствует, организации имеет смысл придерживаться более жесткой позиции, то есть позиции Минфина России. Другими словами, юридическому лицу целесообразно исходить из того, что подразделение считается территориально обособленным тогда, когда его адрес не совпадает с адресом организации. Такой подход в максимальной степени обезопасит компанию от споров с налоговыми органами.*
Александр Поротиков
кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгин
старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Михаил Латушкин
кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
2. Рекомендация: Как создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством
Чтобы создать обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:
- принять и оформить решение о создании обособленного подразделения;
- подготовить подразделение к работе;
- встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения;
- уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
Как принять и оформить решение о создании обособленного подразделения
Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о создании простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации. Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о создании простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о создании подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
В решении (приказе) о создании обособленного подразделения имеет смысл указать:
- наименование (вид) и место нахождения подразделения (например, «Орловский офис общества с ограниченной ответственностью "Альфа"», расположенный по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20);
- цель создания подразделения и его функции (к примеру, реализация продукции ООО «Альфа» на территории города Орла);
- сведения об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о его руководителе;
- момент открытия подразделения. Указание на такой момент обезопасит организацию от возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании подразделения. Так, в решение имеет смысл включить следующее уточнение: «Обособленное подразделение считается открытым с момента оборудования по месту его нахождения стационарных рабочих мест и издания приказа об открытии подразделения».
Можно поступить и иначе: подробную информацию об обособленном подразделении отразить в отдельном внутреннем документе организации (например, в Положении об офисе, утвержденном общим собранием участников ООО или общим собранием акционеров акционерного общества), а в текст решения (приказа) о создании подразделения включить лишь основные сведения (название подразделения и его адрес). При этом в решении обязательно понадобится указать, какой именно документ (положение) регулирует деятельность подразделения.
Совет
В текст любого решения (приказа) о создании обособленного подразделения имеет смысл включить указание на то, что подразделение не является филиалом или представительством юридического лица. Такое уточнение позволит избежать возможных споров и недопонимания с контрагентами и государственными органами.
Как встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения
Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения – обязанность юридического лица (п. 1, 4ст. 83 НК РФ). Для ее исполнения необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.
Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*
Обоснование
Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.
Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).
Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность
Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.
1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).
2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.
Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).
Александр Поротиков
кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Михаил Латушкин
кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
3. Рекомендация: Как создать филиал ООО
По умолчанию вопрос о создании филиала относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение о создании филиала уполномочен принимать иной орган управления общества.
Так, решение о создании филиала принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:
- такой орган образован (п. 2 ст. 32 Закона об ООО)
- и устав общества предусматривает, что к компетенции именно этого органа относится вопрос о создании филиалов (подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Решение о создании филиала единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:
- общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
- в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос о создании филиалов (п. 2, подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Как создать филиал по решению общего собрания участников ООО
Чтобы создать филиал в обществе, где решение о создании этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.
Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу о создании филиала.
Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос о создании филиала, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).*
Если создать филиал нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):
- совета директоров (наблюдательного совета);
- ревизионной комиссии (ревизора);
- аудитора;
- участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.
Во-вторых, разработать проект Положения о филиале. По закону филиал действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос о создании филиала (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.
В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом филиале (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с созданием филиала, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.
Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о филиале. Какую именно информацию о филиале необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:
- указание на то, что в обществе создан филиал (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества филиалов необходимо исключить);
- сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре филиала. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о филиале.
В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:
- о создании филиала;
- об утверждении Положения о филиале;
- об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с созданием филиала).
Решения по вопросам о создании филиала и об утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5, п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о филиале достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).*
Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала
Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.
По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения о создании филиала в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения филиала.*
В-шестых, назначить руководителя (директора) филиала и выдать ему доверенность.
Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора филиала, должен быть указан в Положении о филиале и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора филиала. А именно:
- подписывает трудовой договор (ст. 57, 67 ТК РФ);
- издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Однако в уставе (Положении о филиале) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора филиала принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.
Директор филиала действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО; абз. 2 п. 20 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.
При составлении доверенности необходимо:
- проследить за тем, чтобы действия, которые директор филиала будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о филиале;
- по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор филиала вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя филиала и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).
В-седьмых, уведомить о создании филиала орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня создания филиала (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-восьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения филиала*. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:
- филиал имеет отдельный баланс;
- филиал имеет отдельный расчетный счет;
- филиал самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Александр Поротиков
кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Михаил Латушкин
кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
4. Рекомендация: Как внести изменения в учредительные документы ООО
Особый порядок уведомления регистрирующего органа при открытии филиала (представительства)
Особый порядок предусмотрен для регистрации изменений, вносимых в устав при создании филиала или представительства.
Общее собрание участников принимает решение о создании филиала (представительства) и о внесении соответствующих изменений в устав (ст. 5 Закона об ООО). Подготавливается новая редакция устава (или изменения как отдельный документ).
Однако государственная регистрация проводится в форме уведомления регистрирующего органа в соответствии со статьей 19 Закона о государственной регистрации.
В налоговые органы представляются следующие документы:
Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
- уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Форма уведомления № Р13002 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
- решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.
Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах.
Госпошлину при этом платить не нужно.*
Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):
- лист записи ЕГРЮЛ;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Владислав Кузнецов
шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»
Сергей Карулин
главный юрисконсульт ОАО «Реестр»
25.05.2015г.
С уважением,
Алла Пыжова, эксперт Системы Главбух.
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем руководителя экспертной поддержки.