при возникновении целевого финансирования в учете делаются проводки:
Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;
Дебет 10 Кредит 76 – отражено поступление труб в рамках государственной помощи;
Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи;
Дебет 20 Кредит 10 – списаны в производство материалы;
Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма израсходованной государственной помощи.
При расчете налога на прибыль стоимость труб полученных в рамках государственной помощи нужно включить в состав внереализационных доходов. Признать доход нужно на дату подписания акта приема-передачи (накладной) труб.
Поскольку трубы получены не для облагаемых НДС операций, а для ликвидации последствий обрушения бесхозного здания, принять НДС к вычету организация не сможет.
Как учесть эксплуатационные расходы законодательство не уточняет, разъяснений контролирующих органов нет. Можно поступить следующим образом.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В бухучете списание эксплуатационных расходов, возмещаемых ГУП можно учесть в составе прочих расходов:
Дебет 91-2 Кредит 76 – списаны эксплуатационные расходы, возмещаемые ГУП.
В налоговом учете данные расходы можно списать в составе внереализационных. Основанием будут письмо ГУП РТ и приказ № 136/0 от 22.08.2012 г.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:
- имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
- финансовой помощи от государства (государственной помощи).
Государственная помощь
Государственная помощь может быть предоставлена в виде:
- субсидий;
- бюджетных кредитов;
- прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Бухучет
Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:
- капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
- текущих расходов.
В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:
- ограничение приобретения определенных видов активов;
- конкретное местонахождение приобретаемых активов;
- установленные сроки приобретения и владения активами.
К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:
- государственного регулирования цен и тарифов;
- применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
- полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).
Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:
- денежных средств;
- другого имущества (например, основных средств, материалов).
Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.
Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи (mod = 112, id = 64901)
Имущество, полученное на возмездной основе, учтите по стоимости, указанной в договоре. Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости*.
Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи. В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п. 7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01).
Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99). Подробнее об этом см.:
- Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение основных средств безвозмездно;
- Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление материалов.
При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:
- поступление государственной помощи;
- использование государственной помощи;
- возврат государственной помощи.
Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.
Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности.
Поступление государственной помощи
В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:*
- по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
- по мере фактического получения ресурсов.
Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.
В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.
При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:*
Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):*
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:
Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.
Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.
Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.
Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.
Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*
Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;
Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.
Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.
Использование государственной помощи
Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 ипункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.*
Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:
- если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
- если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.
В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.
В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).
Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):
Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.
Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.
Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.*
При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.
При использовании государственной помощи на приобретение материалов:*
Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;
Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.
При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);
Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).
Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.
Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.
Возврат государственной помощи*
Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:
- момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы;
- метода отражения в бухучете поступления государственной помощи.
На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:
- организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);
- обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.
В этом случае организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств. За исключением проводки по фактическому получению государственной помощи (Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76). В данном случае счет 76 закроется, когда организация возвратит полученные средства в бюджет. При этом необходимо будет сделать проводку:
Дебет 76 Кредит 51 (08, 10...)
– отражен возврат государственной помощи, ранее полученной из бюджета.
Такой вывод позволяет сделать пункт 13 ПБУ 13/2000.
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то предусмотрен иной порядок отражения исправительных записей.
В части средств, полученных на финансирование текущих расходов:
Дебет 86 Кредит 76
– отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;
Дебет 91-2 Кредит 86
– восстановлены средства целевого финансирования в размере фактически понесенных текущих расходов.
Об этом говорится в пункте 14 ПБУ 13/2000.
ОСНО: налог на прибыль
Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль (mod = 112, id = 64904)
Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.*
Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием
Да, нужно.
Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
- бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.
Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.
Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:
- на компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
- на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.
Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.
Средства государственной помощи, выделенные из бюджета на компенсацию произведенных затрат, включите в состав внереализационных доходов* (ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письмах от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27, от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456, от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800, от 15 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/99, от 16 октября 2008 г. № 03-03-06/1/590, от 29 мая 2008 г. № 03-03-06/4/36.
О том, как учесть субсидии, выделенные из бюджета на возмещение потерь в доходах, в законодательстве не сказано. В отношении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) по государственным регулируемым ценам представители налоговой службы указали следующее.
Бюджетные ассигнования, полученные на возмещение потерь в доходах, признаются полученными в рамках основной деятельности организации и являются частью недополученной выручки получателя, которая предполагалась бы к получению в случае продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на условиях рыночного ценообразования. То есть такие средства являются оплатой за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), а значит, учитываются в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФ, письмо ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).
Если организация применяет кассовый метод учета доходов и расходов, то средства государственной помощи отразите на день их фактического поступления (п. 2 ст. 273 НК РФ).
При методе начисления порядок отражения субсидий в налоговом учете зависит от их направленности.*
Если организация получает субсидию на возмещение затрат, то она вправе отразить ее во внереализационных доходах в порядке, аналогичном для признания безвозмездно полученного имущества. Признать такой доход нужно на дату поступления средств (подписания акта приема-передачи имущества – при получении имущества, отличного от денежных средств) (подп. 1, подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27, от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456 и подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2006 г. № Ф04-5364/2006(27231-А27-35), Поволжского округа от 1 августа 2006 г. № А55-5087/2005-43).
В отношении субсидий на возмещение потерь в доходах следует учитывать следующее. Поскольку такие субсидии признаются доходами от реализации, их учтите в составе выручки в момент реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 1 ст. 271 НК РФ*).
Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в доходы не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. Средства, поступившие от государства, нужно полностью включить в доходы за два налоговых периода. Поэтому если не вся сумма субсидий израсходована к окончанию второго года, то остаток финансирования включите в доходы этого налогового периода.
Описанный порядок не распространяется на случаи, когда за счет субсидий организации приобретают амортизируемое имущество. Субсидии, потраченные для этих целей, включаются в доходы по мере начисления амортизации.
Такой порядок предусмотрен пунктом 4.3 статьи 271, пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ и применяется к субсидиям, полученным 1 января 2011 года и позднее.
В отдельном порядке при расчете налога на прибыль учитываются бюджетные средства, полученные на финансирование мероприятий, связанных со снижением напряженности на рынке труда.
Ситуация: как отразить при расчете налога на прибыль возврат государственной помощи, ранее предоставленной организации. Организация нарушила условия предоставления бюджетных средств (mod = 112, id = 64907)
Если госпомощь не признана целевым финансированием, то в зависимости от периода ее получения на сумму возврата скорректируйте налоговую базу или учтите ее как убытки прошлых лет.
Использовать полученную государственную помощь организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий ее предоставления. В противном случае нужно вернуть полученные средства бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и подпункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Отражение возврата средств государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, являются полученные средства целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль или нет. Так, если средства, полученные из бюджета на финансирование ремонта многоквартирных домов, возвращает управляющая компания, то корректировать налоговую базу по налогу на прибыль не нужно. Это связано с тем, что такие средства относятся к целевому финансированию, а значит, организация не отражала их в составе доходов при расчете налога на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Если организация возвращает государственную помощь, которая не относится к средствам целевого финансирования, у нее возникает переплата по налогу на прибыль. Это связано с тем, что такое имущество подлежало включению в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).
Поэтому если организация возвращает средства государственной помощи, полученные в прошлом отчетном периоде, то на сумму средств, которая подлежит возврату, скорректируйте текущую налоговую базу, рассчитанную нарастающим итогом. Другой вариант – подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за предыдущий отчетный период, однако в данном случае это право, а не обязанность организации. Это следует из пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Если возврат проходит в отношении государственной помощи, полученной в прошлом налоговом периоде, то указанные средства организация вправе отразить в составе убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).
ОСНО: НДС
При оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета НДС, предъявленный продавцом, принимать к вычету не нужно, поскольку это приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-07-11/05).
В случае если организация уже приняла к вычету входной НДС, то после получения государственного целевого финансирования эту сумму следует восстановить. Суммы восстановленного налога следует учесть в составе прочих расходов. В стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) их включать не нужно.
Такой порядок предусмотрен в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Рекомендация: Как учесть при расчете налога на прибыль внереализационные расходы
Состав расходов
Состав внереализационных расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, приведен в пункте 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:
- проценты, которые выплачены по полученным заемным средствам;
- расходы на содержание переданного в аренду имущества;
- отрицательные разницы при купле-продаже валюты, а также при переоценке имущества и валютных обязательств;
- суммовые и курсовые разницы (отрицательные);
- расходы на ликвидацию основных средств;
- затраты на содержание законсервированных зданий и оборудования;
- судебные расходы и арбитражные сборы;
- штрафы, пени и другие санкции за нарушение договорных обязательств в отношениях с контрагентами.
К внереализационным расходам приравниваются некоторые виды убытков. Например, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают:
- убытки прошлых лет, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- суммы безнадежных долгов (если организация создает резерв по сомнительным долгам суммы безнадежных долгов, не покрытых за счет резерва);
- недостачи материальных ценностей (при отсутствии виновных лиц);
- потери от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Об этом сказано в пункте 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Перечень внереализационных расходов открыт. Следовательно, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль можно списать и другие расходы, которые не связаны с производством и реализацией (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Но при условии, что они соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. То есть если эти расходы экономически обоснованны и документально подтверждены*.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
05.06.2014г.
С уважением,
Чекалова Наталья, эксперт БСС «Системы Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным, ведущим экспертом БСС «Система Главбух»