сделка между взаимозависимыми лицами подлежит контролю при наличии обстоятельств, указанных в законодательстве. В данном случае рассматриваемая сделка не признается контролируемой, так как суммарный годовой доход по сделкам между ними не превышает за 2012 год 100 млн руб , за 2013 год 100 млн руб.Если выдача беспроцентного займа не признается контролируемой сделкой, то определять сумму неполученных процентов заимодавцу не нужно. Арбитражная практика по вопросу налогообложения по неполученным процентам по договору беспроцентного договора займа между взаимозависимыми лицами на данный момент отсутствует.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Нужно ли при расчете налога на прибыль учесть внереализационный доход в виде неполученных процентов по беспроцентному займу. Организация предоставила беспроцентный заем взаимозависимому лицу.
Да, нужно, если сделка признана контролируемой.
Выдача беспроцентного займа взаимозависимому лицу может быть контролируемой сделкой.* Например, если в 2013 году организация выдает беспроцентный заем дочерней компании на упрощенке и при этом суммарный годовой доход по сделкам между ними превысит 80 млн руб.
В такой ситуации налогооблагаемая прибыль заимодавца должна быть увеличена на сумму неполученных процентов. Определить эту сумму следует исходя из условий, на которых заем был бы предоставлен невзаимозависимому лицу. То есть исходя из суммы процентов, которые заимодавец получил, если бы предоставленный им заем был процентным. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 250, пункта 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 18 июля 2012 г. № 03-01-18/5-97, от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15.
Если выдача беспроцентного займа не признается контролируемой сделкой, то определять сумму неполученных процентов заимодавцу не нужно.*
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие не увеличивать налогооблагаемую прибыль на сумму неполученных процентов при выдаче беспроцентного займа, даже если сделка является контролируемой. Они заключаются в следующем.
Порядок контроля за ценообразованием, предусмотренный разделом VI Налогового кодекса РФ, применяется только в отношении сделок с товарами, работами и услугами. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 и абзаца 2 пункта 5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ. Однако для целей налогообложения предоставление займов услугой не является (постановление Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. № 3009/04). Следовательно, даже если выданный беспроцентный заем признается контролируемым, методы, прописанные в главе 14.3 Налогового кодекса РФ, не могут быть использованы заимодавцем для расчета суммы неполученных доходов. Других способов определения этой величины законодательство не предусматривает. Поэтому в рассматриваемой ситуации основания для увеличения налогооблагаемой прибыли за счет неполученных процентов отсутствуют.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Не исключено, что при проверке представители налоговой службы не согласятся с таким подходом. Поэтому организация должна быть готова к тому, чтобы отстаивать эту позицию в суде. Арбитражная практика по данному вопросу после введения в действие раздела VI Налогового кодекса РФ не сложилась.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Редакция действует с 1 января 2012 по 31 декабря 2012
2.Рекомендация: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки |
Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой |
Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой |
|
Условия сделки |
Годовая сумма доходов по сделке* |
||
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами |
|||
Сделки между взаимозависимыми лицами |
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах |
свыше 100 млн руб.**** |
Отсутствуют |
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы |
Свыше 100 млн руб.***** |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций |
свыше 100 млн руб.**** |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Все остальные сделки без дополнительных условий |
свыше 3 млрд руб.***** |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям: зарегистрированы в одном субъекте РФ; не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ; не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее) |
|||
Редакция действует с 1 января 2013 по 31 декабря 2013
3.Справочник: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки |
Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой |
Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой |
|
Условия сделки |
Годовая сумма доходов по сделке1 |
||
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами |
|||
Сделки между взаимозависимыми лицами |
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах |
Свыше 80 млн руб.5 |
Отсутствуют |
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы |
Свыше 100 млн руб.6 |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций |
Свыше 80 млн руб.5 |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Все остальные сделки без дополнительных условий |
Свыше 2 млрд руб.6 |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям: зарегистрированы в одном субъекте РФ; не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ; не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее, и убытки, приравненные к внереализационным расходам) |
|||
Редакция действует с 1 янв 2014
4.Справочник: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)
Вид сделки |
Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой |
Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой |
|
Условия сделки |
Годовая сумма доходов по сделке1 |
||
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами |
|||
Сделки между взаимозависимыми лицами |
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах |
Свыше 60 млн руб. |
Отсутствуют |
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы |
Свыше 100 млн руб. |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций |
Свыше 60 млн руб. |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) |
Свыше 60 млн руб. |
Отсутствуют |
|
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций |
Свыше 60 млн руб. |
Отсутствуют |
|
Все остальные сделки без дополнительных условий |
Свыше 1 млрд руб. |
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков |
|
Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям: зарегистрированы в одном субъекте РФ; не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ; не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее, и убытки, приравненные к внереализационным расходам) |
|||
5. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения.
Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.*
Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.*
Андрей Кизимов,
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России