По вопросу установления в бухгалтерском учете срока списания программы, если из условий лицензионных договоров нельзя определить срок ее использования, контролирующие ведомства разъяснений не давали. Что вполне ожидаемо, так как Минфин в единичных случаях дает разъяснения по порядку ведения бухгалтерского учета (в основном комментирует положения налогового законодательства). Поэтому, вероятно, те письма, которые Вы встречали, касались разъяснения по установлению срока в налоговом учете в целях расчета налога на прибыль.
В части бухгалтерского учета в настоящее время эксперты указывают, что организация вправе самостоятельно определить срок использования компьютерной программы. В течение этого срока сумма каждого единовременного платежа равномерно включается в состав расходов текущего периода (п. 18, абз. 3 п. 19 ПБУ 10/99).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: На каких счетах учитывать бухгалтерскую программу
«…Недавно зарегистрировали новую компанию. Для ведения бухучета в сентябре купили неисключительное право на бухгалтерскую программу. Единовременно перечислили поставщику сумму 8 тыс. рублей. Вправе ли мы использовать для учета программы счет 97 «Расходы будущих периодов»?..»
— Из письма главного бухгалтера Елены Кузьминой, г . СанктПетербург
Елена, это спорный вопрос.
Мы считаем, что можно использовать для списания счет 97. Затраты одного отчетного периода, которые относятся к следующим периодам, надо учитывать по правилам для списания активов (п. 65 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Для данных активов применяется ПБУ 14/2007. Оно разрешает единовременные платежи за право пользования программой учесть как расходы будущих периодов (п. 39 ПБУ 14/2007). Затраты можно списать в течение срока действия договора обслуживания. А если срок использования программы не ограничен, то руководитель вправе сам определить этот период приказом по компании.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Татьяна Озерова, эксперт «УНП»
ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 33, СЕНТЯБРЬ 2012
2. Статья: Купили программу в Интернете, документов нет
Юрий Сухоруков, эксперт журнала «Главбух»
Что понадобится сделать: Распечатать электронное письмо, подтверждающее покупку программы и приложить к нему платежные документы. Определить срок списания программы.
Сотрудник вашей компании с одобрения руководства скачал через Интернет компьютерную программу. Например, антивирус. Причем оплачен софт был от имени компании разовым платежом. Процесс покупки таков. После оплаты клиенту предоставляют ссылку и код для скачивания программы. В момент установки (инсталляции) того же антивируса предлагают заключить лицензионный договор. С его условиями придется согласиться, если хотите установить программу. Однако ни договора на бумаге, ни каких-либо иных документов нет. Как же учесть такие расходы?
Бухгалтерский учет. Согласно пункту 39 ПБУ 14/2007, программы, полученные во временное пользование, нужно учитывать на забалансовом счете. Например, вы можете открыть счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование».
Сами же расходы в бухгалтерском учете включите в состав расходов будущих периодов. То есть отразите на счете 97. Основание — все тот же пункт 39 ПБУ 14/2007. Далее сумму платежа, учтенную на счете 97, списывайте на счет 44 (26) ежемесячно равными частями исходя из срока, установленного в компании для таких программ. То есть проводки будут следующими:
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60 (76)
— отражены расходы на приобретение программы;
ДЕБЕТ 44 (26) КРЕДИТ 97
— признаны расходы на программу за текущий месяц.
ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 4, ФЕВРАЛЬ 2013