На основании статьи 110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее также - жилищные кооперативы) являются потребительскими кооперативами. В статье 111 Жилищного кодекса РФ установлено права (не обязанность) на вступление юридического лица, являющегося собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме.
На основании пункта 6 статьи 155 Жилищного кодекса РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 Жилищного кодека РФ.
В статье 421 Гражданского кодекса РФ сказано, что юридические лица свободны в заключении договора. В письмах Минфина России от05.07.2011 № 03-11-06/2/103, от 6 февраля 2012 г. № 03-11-11/24 установлено, что некоммерческая организация, осуществляющая управление МКД, может заключать в собственниками помещений посреднические договора. Но, и это очень важно, заключение посреднического договора должно предшествовать подписанию договора с подрядчиками или ресурсоснабжающими организациями. В противном случае такое посредничество будет поставлено под сомнение. Поскольку в данной ситуации нельзя действовать в интересах третьих лиц, не имея на то предварительной договоренности с ними. Это следует из статьи 1011 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85. Если заключение посреднического договора невозможно, то со Сбербанком необходимо заключить договора ну управлением имуществом собственника, по которому коммунальные ресурсы и подрядные работы перевыставляются – перепродаются.
В статье 1006 Гражданского кодекса РФ прямо сказано, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ (по рыночным условиям агентского вознаграждения). Статья 1006 Гражданского кодекса РФ о возмездности договора агентирования является императивной и не предусматривает случаев, когда агентское вознаграждение не уплачивается (определение ВАС РФ от 13.10.2008 № 13250/08). Таким образом агентское вознаграждение должно быть в обязательном порядке.
Если стороны заключили посреднический договор, то в состав доходов необходимо включить только посредническое вознаграждение.
При выделении НДС в платежных поручениях у организации на УСН не возникает обязанность по уплате косвенного налога. Аналогичная точка зрения отражена в письме МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip – версия и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» vip – версия
1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.07.2011 № 03-11-06/2/103 «О налогообложении при применении УСН средств, полученных товариществом собственников жилья»
Вопрос:
Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, созданной учредителем-застройщиком ООО.В соответствии с Уставом ТСЖ под управлением Товарищества находится комплекс недвижимого имущества, включающий в себя следующие помещения, принадлежащие физическим и юридическим лицам по праву собственности:- жилые помещения (квартиры) и нежилые помещения;- машино-места и нежилые помещения, находящиеся в гараже-стоянке;- общее имущество собственников помещений в многоквартирных жилых домах;- общее имущество собственников помещений в гараже-стоянке.Членами ТСЖ являются физические лица, которым по праву собственности принадлежат жилые помещения (квартиры) в комплексе недвижимого имущества, на основании статьи 143 Жилищного кодекса РФ. Машино-местами в гараже-стоянке владеют более чем 70% собственников жилых помещений (квартир) комплекса недвижимого имущества.Гараж-стоянка входит в состав комплекса недвижимого имущества и находится под управлением ТСЖ в соответствии с Уставом Товарищества.Предметом деятельности Товарищества является управление комплексом недвижимого имущества, обеспечение надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния многоквартирных жилых домов и гаража-стоянки, содержание и текущий ремонт многоквартирных жилых домов и гаража-стоянки. Товарищество от своего имени заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению коммунальных услуг, действуя при этом от имени и за счёт членов Товарищества. Таким образом, на своё содержание и ведение уставной деятельности Товарищество получает денежные средства от своих членов (целевые поступления).1. Облагается ли единым налогом при упрощенной системе налогообложения плата членов Товарищества за услуги и работы по управлению гаражом-стоянкой, содержание, текущий и капитальный ремонт гаража-стоянки?2. Может ли собственник машино-места, не владеющий жилым помещением (квартирой) в комплексе недвижимого имущества, стать членом Товарищества на основании заявления о вступлении в ТСЖ?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 25 мая 2011 года N 51-И по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ), и по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, сообщает следующее.Согласно пункту 1 статьи 346_15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что к имуществу, полученному налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, которое не включается в доходы при определении налоговой базы, относятся средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).Таким образом, средства, полученные ТСЖ из местного бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.*
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.Таким образом, ТСЖ, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.
Что касается других обязательных платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В случае заключения ТСЖ агентских договоров следует иметь в виду, что согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
Согласно положениям пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
2. Ситуация: Как ТСЖ отразить при налогообложении содержание дома и коммунальные услуги. Организация применяет упрощенку
При расчете единого налога средства собственников, полученные для целей содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг, а также пени за неоплату жилищно-коммунальных услуг нужно учесть в доходах. Организации на упрощенке учитывают доходы в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ и не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (ст. 346.15 НК РФ).
Средства собственников (потребителей), полученные на содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг, целевыми средствами на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не признаются и в остальном перечне необлагаемых доходов не значатся (ст. 251 и 346.15 НК РФ). А пени, начисленные собственникам жилья за неоплату жилищно-коммунальных услуг, являются внереализационными доходами (п. 3 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/2/11195).*
Если ТСЖ платит единый налог с разницы между доходами и расходами, стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для целей содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг, отразите в составе расходов (подп. 1 и 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Вместе с тем, ТСЖ на упрощенке могут поступить и иначе. Заключите с собственниками помещений (потребителями коммунальных услуг) агентский договор. В таком случае средства, полученные на содержание общего имущества дома и на оказание коммунальных услуг, включать в состав доходов при упрощенке не нужно. Доходом ТСЖ будет являться лишь посредническое вознаграждение. Подтверждают данный подход нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 251, пункта 9 статьи 270 и пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ и письмо Минфина России от 10 апреля 2012 г. № 03-11-11/119.
Главбух советует: во избежание споров с проверяющими заключайте агентский договор до подписания договоров с подрядчиками или ресурсоснабжающими организациями.
В противном случае такое посредничество будет поставлено под сомнение. Поскольку в данной ситуации нельзя действовать в интересах третьих лиц, не имея на то предварительной договоренности с ними. Это следует из статьи 1011 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении операций по содержанию общего имущества многоквартирного дома (подрядный способ)*
ТСЖ «Альфа» применяет упрощенку (объект налогообложения – «доходы минус расходы»).
В годовой смете доходов и расходов на текущий год заложены расходы на содержание общего имущества в сумме 1 200 000 руб. Ежемесячно в течение года на содержание общего имущества от собственников поступает сумма в размере 100 000 руб.
Стоимость работ по содержанию общего имущества за I квартал составила:
- за январь – 94 400 руб. (в т. ч. НДС – 14 400 руб.);
- за февраль – 94 400 руб. (в т. ч. НДС – 14 400 руб.);
- за март – 111 200 руб. (в т. ч. НДС – 16 963 руб.).
В учете ТСЖ сделаны следующие проводки.
В январе:
Дебет 76 Кредит 86
– 100 000 руб. – отражена задолженность собственников за работы по содержанию общего имущества;
Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – получены средства собственников на содержание общего имущества;
Дебет 20 Кредит 60
– 80 000 руб. – отражены расходы на работы (услуги) по содержанию общего имущества, выполненные подрядчиком;
Дебет 19 Кредит 60
– 14 400 руб. – отражен входной НДС;
Дебет 20 Кредит 19
– 14 400 руб. – входной НДС включен в стоимость работ по содержанию общего имущества;
Дебет 60 Кредит 51
– 94 400 руб. – перечислена оплата подрядчику;
Дебет 86 Кредит 20
– 94 400 руб. – отражено расходование целевых средств на работы по содержанию общего имущества.
В феврале:
Дебет 76 Кредит 86
– 100 000 руб. – отражена задолженность собственников за работы по содержанию общего имущества;
Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – получены средства собственников на содержание общего имущества;
Дебет 20 Кредит 60
– 80 000 руб. – отражены расходы на работы (услуги) по содержанию общего имущества, выполненные подрядчиком;
Дебет 19 Кредит 60
– 14 400 руб. – отражен входной НДС;
Дебет 20 Кредит 19
– 14 400 руб. – входной НДС включен в стоимость работ по содержанию общего имущества;
Дебет 60 Кредит 51
– 94 400 руб. – перечислена оплата подрядчику;
Дебет 86 Кредит 20
– 94 400 руб. – отражено расходование целевых средств на работы по содержанию общего имущества.
В марте:
Дебет 76 Кредит 86
– 100 000 руб. – отражена задолженность собственников за работы по содержанию общего имущества;
Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – получены средства собственников на содержание общего имущества;
Дебет 20 Кредит 60
– 94 237 руб. – отражены расходы на работы (услуги) по содержанию общего имущества, выполненные подрядчиком;
Дебет 19 Кредит 60
– 16 963 руб. – отражен входной НДС;
Дебет 20 Кредит 19
– 16 963 руб. – входной НДС включен в стоимость работ по содержанию общего имущества;
Дебет 60 Кредит 51
– 111 200 руб. – перечислена оплата подрядчику;
Дебет 86 Кредит 20
– 111 200 руб. – отражено расходование целевых средств на работы по содержанию общего имущества.
При расчете единого налога при упрощенке за I квартал бухгалтер ТСЖ учел:
- в составе доходов – взносы членов ТСЖ на содержание общего имущества в сумме 300 000 руб.;
- в составе расходов – стоимость работ, выполненных подрядчиком, в сумме 300 000 руб.
Олег Хороший, советник налоговой службы РФ III ранга
3. Ситуация: Должна ли организация (автономное учреждение), применяющая упрощенку, перечислять НДС в бюджет, если покупатель в платежном поручении выделил сумму налога. Счет-фактуру покупателю организация не выставляла
Нет, не должна.
Организации (автономные учреждения), применяющие упрощенку, обязаны перечислять НДС в бюджет только в следующих случаях:*
- импорт товаров (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
- выставление счетов-фактур покупателю с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ);
- исполнение обязанностей налогового агента по НДС (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Если счет-фактуру покупателю организация не выставлял, то платить НДС не нужно. Даже если в платежном поручении покупатель указал сумму налога отдельной строкой. Аналогичная точка зрения отражена в письме МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
28.05.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова
Ваш персональный эксперт