В данном случае организация не обязана подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, так как настоящая ошибка не привела к занижению налоговой базы. Корректировку налоговой базы возможно произвести либо предоставив уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, либо пересчитав налоговую базу за текущий период, либо не предпринимать никаких действий. Вычет суммы НДС по товарно-материальным ценностям необходимо заявить в текущем налоговом периоде.
По мнению налоговой инспекции вычет НДС возможен именно в том налоговом периоде, когда возникло право на него. Не смотря на то, что документы на приобретение энергии относятся к 1 кварталу 2014 года, право на вычет не могло возникнуть до момента их фактического получения в мае 2014. Исходя из этого, вычет НДС в отношении расходов на электроэнергию возможно заявить во 2 квартале 2014.
Относительно расходов на энергию сообщаем следующее. По мнению специалистов Минфина, выраженному в последних письмах, расходы на энергию возможно принимать для целей налога на прибыль в том месяце, когда документы поступили в организацию. Исходя из этого, расходы на приобретение энергии необходимо отразить в текущем месяце.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Подробный порядок отражения в учете операций по поступлению товарно-материальных ценностей содержится в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию
Занижение налоговой базы
Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет.* Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.
Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в пункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненный налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Переплата по налогам
Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:*
- подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);
- исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;
- не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).
Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24, от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82 и ФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Ситуация: Можно ли перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде
Нет, нельзя.
Контролеры считают, что принять НДС к вычету можно только в том периоде, в котором такое право возникло. *Переносить вычет полностью или частично на следующие периоды нельзя. В противном случае НДС к уплате в бюджет будет искажен. Поэтому налог придется пересчитать и подать уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором искажение было допущено. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ и увеличить сумму вычета в текущем налоговом периоде вы не вправе.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-07-10/7374, от 15 января 2013 г. № 03-07-14/02, от 31 октября 2012 г. № 03-07-05/55, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1057.
Подтверждают эту позицию некоторые арбитражные суды. Например, постановления Президиума ВАС РФ от 7 июня 2005 г. № 1321/05, определения ВАС РФ от 17 мая 2011 г. № ВАС-5739/11, от 21 августа 2008 г. № 10471/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31 января 2011 г. № А11-2497/2010, от 7 июня 2010 г. № А79-5798/2009, от 3 сентября 2009 г. № А38-3841/2008-5-270, от 21 мая 2008 г. № А17-5215/2007-05-20, Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. № А45-9630/2009, от 11 июня 2008 г. № Ф04-2854/2008(4733-А67-42), Уральского округа от 19 ноября 2007 г. № Ф09-1824/07-С2, от 3 мая 2007 г. № Ф09-3060/07-С3, Московского округа от 20 июня 2006 г. № КА-А41/5301-06, от 24 апреля 2006 г. № КА-А40/2328-06, Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. № А19-16571/05-24-Ф02-1924/06-С1, Центрального округа от 23 декабря 2011 г. № А36-208/2011.
Главбух советует: вычет по НДС можно перенести на следующие периоды. И вот как это можно аргументировать.
Никаких ограничений по продолжительности периода, в течение которого можно воспользоваться вычетом, Налоговый кодекс не содержит. Требование в пункте 2 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 регистрировать счета-фактуры в книге покупок по мере возникновения права на вычет не соответствует Налоговому кодексу. При этом все неустранимые противоречия трактуются в пользу налогоплательщиков. А значит, вы можете воспользоваться правом на вычет в любом последующем периоде после его возникновения. Это следует из положений пункта 7 статьи 3, статьи 6 и статьи 172 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, обязательным условием для применения вычета в более поздних периодах является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Из постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10 следует, что этот срок отсчитывается с момента появления права на вычет и до момента представления первичной или уточненной декларации, в которой этот вычет отражен.
Например, если право на вычет возникло в I квартале 2011 года, оно сохраняется вплоть до I квартала 2014 года включительно. Воспользоваться вычетом получится, только если отразить его сумму в декларации за любой из кварталов, которые входят в этот временной интервал. Подавать уточненные декларации имеет смысл в течение трех лет по истечении квартала, в котором заявили вычет по НДС. С учетом выводов, которые содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, в данном случае воспользоваться вычетом за I квартал 2011 года можно не позднее I квартала 2017 года (когда истечет срок подачи уточненной декларации за I квартал 2014 года).
На практике такой подход приведет к спору с налоговыми инспекторами. Применение вычета в более позднем периоде признают неправомерным. В результате возникнет недоимка, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75, 122 НК РФ). В этом случае отстаивать право на отложенный вычет организации придется в суде.
Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность переноса вычетов по НДС на более поздние периоды. Например, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09,от 31 января 2006 г. № 10807/05, определения ВАС РФ от 2 августа 2010 г. № ВАС-9902/10, от 6 мая 2010 г. № ВАС-4871/10, от 16 марта 2010 г. № ВАС-2824/10, от 9 марта 2010 г. № ВАС-1965/10, от 5 февраля 2010 г. № ВАС-793/10, от 20 апреля 2009 г. № ВАС-3938/09, от 16 апреля 2009 г. № ВАС-692/09, от 8 августа 2008 г. № 9726/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 июля 2012 г. № Ф03-2936/2012, от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5890/2009, от 3 декабря 2009 г. № Ф03-6751/2009, Поволжского округа от 29 октября 2009 г. № А12-21199/2008,от 16 октября 2009 г. № А57-23784/2008, от 9 октября 2008 г. № А72-5830/07, Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. № А70-6128/2010, от 18 июня 2010 г. № А27-20059/2009, от 10 декабря 2008 г. № Ф04-6902/2008, Центрального округа от 20 декабря 2012 г. № А08-2110/2012, от 19 апреля 2010 г. № А54-4374/2007, Московского округа от 11 июля 2012 г. № А40-122519/11-99-517, от 7 марта 2012 г. № А40-73963/11-140-317, от 21 июля 2011 г. № КА-А40/7315-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А40/2891-10, от 14 декабря 2009 г. № КА-А40/13755-09, от 17 июля 2009 г. № КА-А40/6329-09, от 16 января 2009 г. № КА-А41/12920-08, от 26 июня 2008 г. № КА-А40/5396-08, от 7 апреля 2008 г. № КА-А40/2163-08, от 17 января 2008 г. № КА-А40/14126-07, Северо-Западного округа от 11 января 2009 г. № А56-12155/2008, от 16 января 2008 г. № А56-538/2007, Уральского округа от 21 января 2010 г. № Ф09-11145/09-С3,от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6340/08-С2, Поволжского округа от 13 октября 2011 г. № А55-26765/2010, Северо-Кавказского округа от 21 января 2011 г. № А53-11233/2010.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Ситуация: В какой момент при расчете налога на прибыль можно признать расходы на оплату коммунальных услуг. Первичные документы, подтверждающие эти затраты, поступают в организацию с опозданием. Организация применяет метод начисления
В наиболее поздних разъяснениях Минфин России разрешает признавать расходы не ранее месяца получения документов.*
При расчете налога на прибыль можно признать любые расходы, которые соответствуют критериям, установленным пунктом 1статьи 252 Налогового кодекса РФ. Одним из этих критериев является документальное подтверждение затрат. Документами, подтверждающими расходы на оплату коммунальных услуг, могут быть акты, счета-фактуры энерго-, тепло- и водоснабжающих предприятий и т. д.
По вопросу об учете расходов на оплату коммунальных услуг существует две точки зрения.
Согласно первой из них, коммунальные платежи, которые относятся к условно-постоянным расходам, можно учесть при расчете налога на прибыль в том месяце, когда подтверждающие их документы поступят в организацию.* Но для этого нужно, чтобы такой порядок был заранее предусмотрен в учетной политике для целей налогообложения. Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/647 и от 22 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/123.
Согласно второй точке зрения, коммунальные расходы могут быть признаны на дату составления документов, служащих основанием для расчетов с ресурсоснабжающими организациями (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).* Комментируя аналогичные ситуации, такие разъяснения дает как финансовое, так и налоговое ведомства (см., например, письма Минфина России от 26 января 2007 г. № 03-03-06/2/10 и ФНС России от 13 июля 2005 г. № 02-3-08/530).
Арбитражная практика по этому вопросу неоднозначна. Некоторые суды считают, что расходы по документам, поступившим с опозданием, можно учесть в периоде их получения (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г. № А-56-14502/2006 и Поволжского округа от 11 мая 2006 г. № А57-11860/04-28). Но есть примеры судебных решений, в которых признается, что расходы по документам, поступившим с опозданием, в текущем периоде можно учесть, только если невозможно определить период возникновения этих расходов (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 1 марта 2006 г. № А-11-5827/2005-К2-24/239 и Северо-Западного округа от 8 ноября 2006 г. № А21-7106/2005). В этих условиях решение о моменте признания расходов на оплату коммунальных услуг организация должна принять самостоятельно.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга