Организация не может подтвердить ставку 0 процентов по новой декларации, начисленный по ставке 18 процентов НДС организация может принять к вычету.
Организация вправе учесть в составе расходов таможенную пошлину при расчете налога на прибыль.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом)
Операции, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.*
В частности, нулевую ставку НДС организации вправе применять при реализации:*
- товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работ (услуг), связанных с вывозом товаров и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1–3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, организация должна:*
- собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);
- заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).
Подтверждать факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза нужно в особом порядке. Подробнее об этом см. Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.
Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар, и от вида оказываемых работ (услуг).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:*
- контракт (копия контракта);
- таможенные декларации (их копии или реестры);
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов.
Срок подачи подтверждающих документов
Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, нужно представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией (п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ). При этом окончание 180-дневного срока связано не с периодом, в котором истекает срок подачи декларации, а с налоговым периодом, за который подается налоговая декларация.*
При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт (ввозом товаров), порядок определения 180-дневного срока для подачи документов зависит от вида работ (услуг) и от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар.
Если по истечении 180 календарных дней организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) облагается НДС по ставке 10 или 18 процентов. Подробнее об этом см. Что делать, если экспортный НДС не был подтвержден.
Таможенная декларация
Таможенные декларации (их копии) являются обязательными документами для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов:
1) при вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Особенности оформления и представления таможенных деклараций в налоговые инспекции представлены в таблице;*
2) при реализации:
- работ (услуг) по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России, трубопроводным транспортом (подп. 3 п. 3.2 ст. 165 НК РФ);
- услуг по организации транспортировки природного газа, вывозимого за пределы России (ввозимого на территорию России), трубопроводным транспортом (если производится таможенное декларирование таких операций). Если таможенное декларирование не производится, вместо таможенных деклараций в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие факт оказания соответствующих услуг (подп. 3 п. 3.3 ст. 165 НК РФ).
Для целей таможенного контроля таможенная декларация может быть оформлена в электронном виде (п. 2 ст. 99 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). Однако в налоговую инспекцию таможенную декларацию нужно подавать на бумажном носителе.*
При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта вместо самих таможенных деклараций организация может представить в налоговую инспекцию их реестры (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21 мая 2010 г. № 48н). Реестры могут быть составлены на бумажных носителях в произвольной форме. При этом реестры таможенных деклараций должны содержать сведения о фактически вывезенных товарах, подтвержденные отметками российских пограничных таможен (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21 мая 2010 г. № 48н, письмо Минфина России от 29 ноября 2010 г. № 03-07-08/335).*
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Статья: Если сумма таможенных пошлин скорректирована
В некоторых случаях при экспорте продукции подается временная таможенная декларация, а после фактического вывоза – полная. При этом может возникнуть необходимость корректировки уплаченной суммы таможенных пошлин. Минфин России указал, как учитывать эти суммы в целях налогообложения прибыли…
Отражаем изменение стоимости продукции
Бывает, что в отношении экспортной продукции невозможно представить точные данные об ее количестве и стоимости. Тогда допускается временное декларирование: компания подает временную декларацию, а после фактического экспорта – полную. Такие правила прописаны в частях 1 и 5 статьи 214 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ).*
В этом случае таможенная пошлина уплачивается дважды. Первый раз – в момент временного декларирования. Второй – с момента регистрации полной таможенной декларации. И каждый раз нужно рассчитывать таможенные платежи (ч. 10 ст. 214 Закона № 311-ФЗ).*
Пошлина, которая исчислена на день регистрации временной декларации, может отличаться от пошлины на дату регистрации полной декларации. Причины этого – уточнение сведений о продукции, изменение ставки пошлины или курса иностранной валюты. В результате возникает сумма пошлины, которую надо доплатить или, наоборот, можно вернуть.*
Если даты подачи временной и полной таможенной декларации приходятся на один отчетный период, на порядок заполнения декларации по налогу на прибыль это не влияет.
Но если таможенная стоимость была пересчитана в разных отчетных периодах, возникает вопрос: надо ли корректировать отчетность по налогу на прибыль за прошлый период? Специалисты Минфина России считают, что не надо (письма от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/218, от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/208). Ведь корректировка таможенной стоимости не является ошибкой или искажением налоговой базы. А значит, разницу таможенных платежей надо отразить в периоде подачи полной таможенной декларации.*
Если размер пошлины уменьшился, разницу надо учесть в целях налогообложения прибыли во внереализационных доходах по статье 250 Налогового кодекса РФ. А если увеличился – доплату включают в прочие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Н.К. Журавлева, главный бухгалтер ООО «Энерго Групп»
3. Рекомендация: Что делать, если экспортный НДС не был подтвержден
Подтверждение экспорта по истечении 180 дней
Если после истечения 180 дней организация представит в налоговую инспекцию пакет документов, обосновывающих применение нулевой ставки, то суммы НДС, уплаченные по ставке 10 или 18 процентов, можно будет принять к вычету (п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ). Право на вычет сохраняется за организацией в течение трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).*
В бухучете вычет НДС, ранее начисленного по неподтвержденным экспортным поставкам, отразите проводкой:*
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам»
– принят к вычету НДС, начисленный по ставке 10 или 18 процентов по неподтвержденной экспортной поставке.
Это следует из пункта 10 статьи 171 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: с какого момента отсчитывается трехлетний срок для возмещения НДС по неподтвержденному экспорту. По истечении срока, отведенного для подтверждения права на применение нулевой ставки, организация не собрала документы
Отсчитывайте трехлетний срок с момента окончания квартала, в котором товары были отгружены.*
Если в сроки, установленные пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ, экспортер не подтвердил право на применение ставки НДС 0 процентов, право на налоговый вычет сохраняется за ним в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Это следует из положений пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ.
Порядок определения трехлетнего срока в отношении неподтвержденных экспортных операций законодательно не урегулирован. Официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому поводу отсутствуют. В таких условиях организациям следует руководствоваться позицией Президиума ВАС РФ, которая отражена в постановлении от 19 мая 2009 г. № 17473/08. Из этого документа следует, что трехлетний срок, в течение которого организация может возместить НДС по неподтвержденному экспорту, нужно отсчитывать с момента окончания налогового периода, в котором товары были отгружены. В обоснование своей позиции Президиум ВАС РФ привел следующие аргументы.*
НДС начисляется по итогам каждого налогового периода по операциям, момент определения налоговой базы которых относится к этому налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ). При отгрузке товаров на экспорт моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. Если в течение 180 календарных дней с момента таможенного оформления эти документы не собраны, моментом определения налоговой базы признается день отгрузки товаров (подп. 1 п. 1, п. 9 ст. 167 НК РФ). Таким образом, если в установленные сроки организация не смогла подтвердить экспорт, трехлетний срок, отведенный ей для возмещения НДС в дальнейшем, отсчитывается с момента окончания квартала, в котором произошла отгрузка товаров на экспорт (п. 2 ст. 173 НК РФ).*
Следует отметить, что некоторые арбитражные суды придерживались этой точки зрения и ранее (см., например, постановления ФАС Московского округа от 4 марта 2009 г. № КА-А40/903-09 (определением ВАС РФ от 2 июля 2009 г. № ВАС-3716/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), от 13 февраля 2009 г. № КА-А40/7481-08, от 27 октября 2008 г. № КА-А40/9863-08). В то же время принимались и другие решения. Из них следовало, что трехлетний срок можно отсчитывать с момента окончания того периода, в котором истек срок представления документов, установленный пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 октября 2008 г. № А66-8148/2007, от 21 февраля 2008 г. № А66-2192/2007, Московского округа от 12 сентября 2007 г. № КА-А40/9299-07). С выходом постановления Президиума ВАС РФ от 19 мая 2009 г. № 17473/08 арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной.
Экспорт не подтвержден в течение трех лет
Если в течение трех лет после реализации товаров собрать необходимые документы не удастся, сумму НДС по неподтвержденному экспорту нужно включить в состав прочих расходов:*
Дебет 91-2 Кредит 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам»
– списан НДС, уплаченный в бюджет по неподтвержденной экспортной поставке.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
23.05.2014 г.
С уважением,
Карине Ширинян, старший эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».