согласно нормам налогового законодательства от обложения НДС освобождается реализация технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, по соответствующему Перечню. В таком Перечне, в частности, указано оборудование для подъема и перемещения инвалидов. Правомерность применения льготы при реализации подъемных механизмов для инвалидов подтверждается и представителями контролирующих ведомств (см. ниже письма).
Изготовление продукции или выполнение работ, сопутствующих продаже не облагаемых НДС технических средств для инвалидов, в данном Перечне не указано. Следовательно, реализация монтажного комплекта (как к российскому, таки импортному товару) облагаются НДС по общеустановленной ставке НДС 18 процентов. Аналогичное мнение было высказано Минфином в отношении работ по монтажу подъемного механизма (см. нижеписьмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-07-07/53).
Невыделение в документах на продажу (в том числе, в счете-фактуре) монтажного комплекта не корректно. Это объясняется тем, что фактически Вы реализуете подъемники для инвалидов и отдельно комплекты для установки подъемников. В ходе проверки налоговым органом могут быть запрошены удостоверяющие документы на технику для инвалидов. При выявлении несовпадений в таких документах и договоре с покупателем или документах на отгрузку Вам могут быть предъявлены претензии относительно неправомерного применения льготы по ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, стоимость реализуемого монтажного комплекта следует выделять в договоре и передаточных документах и облагать НДС по ставке 18%.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
1. Ситуация: Нужно ли платить НДС при реализации комплектующих (запчастей) к техническим средствам, используемым исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов
Да, нужно.
От НДС освобождается реализация на территории России технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Перечень таких технических средств утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998.*
Под техническими средствами профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов подразумеваются любые изделия, инструменты, оборудование, устройства, приборы, приспособления или технические системы, обладающие специальными реабилитационными свойствами, которые позволяют предотвратить, компенсировать, ослабить или нейтрализовать ограничение жизнедеятельности инвалида. Такое определение содержится в пункте 3.5 ГОСТ Р 51079-2006, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 мая 2006 г. № 92-ст.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Комплектующие (запчасти) к техническим средствам для инвалидов в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998, не упомянуты. Более того, сами по себе они не обладают реабилитирующими свойствами, указанными в ГОСТ Р 51079-2006. Поэтому оснований для применения льготы по НДС при реализации таких комплектующих (запчастей) нет.
Исключение составляют комплектующие (запчасти), которые в соответствии со спецификацией к договору реализуются вместе (в комплекте) с техническими средствами реабилитации инвалидов и включаются в общую стоимость поставки. В подобных случаях их следует рассматривать не как самостоятельные объекты реализации (товары), а как составные части того или иного устройства (приспособления, прибора и т. п.). При таком условии НДС со стоимости комплектующих (запчастей) отдельно начислять не нужно.
Из рекомендации «Какие операции освобождены от НДС»
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 № 998 «Об утверждении перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (с изменениями на 10 мая 2001 года)»
В соответствии с пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2001 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2000 года N 998
ПЕРЕЧЕНЬ
технических средств, используемых исключительно для профилактики
инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых
не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость
(с изменениями на 10 мая 2001 года)
Технические средства, включая автомототранспорт и материалы
1. Трости, костыли, опоры (в том числе ходунки, манежи, палки-опоры).
2. Кресла-коляски и тележки для инвалидов (в том числе с ручным приводом, электроприводом, велоприводом, микропроцессорным управлением).
3. Мотоколяски.
4. Автомобили с ручным управлением и оборудование к ним (в том числе механизмы для погрузки кресла-коляски, поворотные сиденья, приспособления для закрепления кресла-коляски), устройства для ручного управления (в том числе механические, электрические, пневмогидравлические) и для переоборудования автомобилей.
5. Специально оборудованные средства транспорта, предназначенные исключительно для перевозки инвалидов (в том числе оснащенные подъемниками для инвалидов, поручнями, элементами крепления, средствами безопасности и оповещения).
6. Специальные средства для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и голосообразования, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе вибротактильные устройства, специальные телефонные аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, слуховые аппараты, включая имплантируемые, декодеры телетекста для приема телепередач со скрытыми субтитрами, дисплеи, видеосистемы с увеличителем изображения индивидуального и коллективного пользования, оптические средства (лупы), системы чтения и трансформации текста в другие формы воспроизведения, устройства "говорящая книга", книги со специальным шрифтом, кино- и видеофильмы с субтитрами, рельефно-графические пособия, включая атласы, карты, глобусы, акустические маяки, локаторы, голосообразующие аппараты, коммуникаторы для слепоглухих, переговорные устройства, устройства синтезированной речи, машины пишущие для печати по Брайлю, средства для письма рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом).
7. Специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами* (в том числе подушки и матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические, кровати медицинские с подъемными приспособлениями, фиксаторами, стулья и кресла функциональные, на колесиках, со съемными элементами, поручни, оборудование для подъема и перемещения,* специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены).
<...>
3. Статья: Комментарий к статье 149
<...>
Медицинские товары
От налога освобождается реализация следующих отечественных и зарубежных медицинских товаров (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ):
- важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств (включая автомототранспорт), материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Освобождение от НДС распространяется и на посреднические услуги, связанные с реализацией указанных товаров (п. 2 ст. 156 НК РФ).
Медицинская техника
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19.
Разъяснения по применению этого перечня приведены в письме Минздрава России от 25.03.2002 № 2510/2698-02-23 «О принадлежности отдельных видов медицинской техники к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники».
В письме говорится, что принадлежность медицинской техники к льготируемому перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Приведенные в названном перечне общие группы Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), имеющие нулевое окончание, включают все изделия, входящие в соответствующие группировки ОКП.
Минфин России в письме 02.04.2013 № 03-07-07/10638 уточнил порядок освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации принадлежностей, входящих в состав комплектов медицинской техники, отдельно от самого комплекта. В этом случае освобождение применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные принадлежности с указанием кодов ОКП, предусмотренных перечнем, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19.
Товары, перечисленные под кодовым обозначением 940000 «Медицинская техника» Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и не включенные в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19, подлежат налогообложению по ставке 18% вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Росздравнадзора в качестве изделий медицинского назначения.
Товары для инвалидов
Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 998.* В этом же перечне перечислены протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним, реализация которых освобождается от налога.
<...>
4. Письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-07-07/12973 «О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении платформ подъемных для инвалидов»
Вопрос:Наша организация ООО является российским производителем средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями. Мы продаём подъёмные платформы для инвалидов вертикального и наклонного перемещения как собственного производства, так и закупаемые по импорту.* В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 998.Таким образом, реализация на территории Российской Федерации платформ подъемных для инвалидов не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в случае, если данные технические средства предусмотрены вышеуказанным перечнем. Действительно, в п.7 перечня в числе прочих специальных средств для самообслуживания и ухода за инвалидами, указано: "оборудование для подъёма и перемещения". Подъёмные платформы, которые мы реализуем, являются средствами для подъёма и перемещения инвалида как самостоятельно, так и с помощью сопровождающего лица.На применение данных технических устройств имеются следующие разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:- для Платформы подъёмной для инвалидов типа "МУЛЬТИЛИФТ" с вертикальным перемещением N РРС-ТУ-01-1.-000269;- для Платформы подъёмной для инвалидов типа А1 с вертикальным перемещением N РРС 00-29385;- для Платформы подъёмной для инвалидов типа "ИНВАЛИФТ" с наклонным перемещением N РРС-ТУ-01-1.-000479.Данные изделия имеют код ОКПД DK.29.22.16.313 "Платформы подъемные для инвалидов с электроприводом".В соответствии с Положением о Минфине РФ Министерство осуществляет в том числе следующие полномочия:п.5.2.28.3. порядок предоставления финансовому органу муниципального образования информации о начислении и уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования.
В связи с вышеизложенным просим Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ дать нам разъяснение по вопросу, освобождается ли от НДС продажа подъёмных платформ для инвалидов на территории Российской Федерации?
<...>
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация на территории Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию технических средств, включая автомототранспорт, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 998.
Согласно пункту 7 указанного перечня в него включены специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами, в том числе оборудование для подъема и перемещения.
Таким образом, платформы подъемные для инвалидов, ввозимые и реализуемые в Российской Федерации, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае, если эти платформы используются как технические средства для самообслуживания и ухода за инвалидами.*
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
5. Письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-07-07/53 «О применении НДС в отношении ввоза, реализации и монтажа на территории РФ подъемной платформы для инвалидов»
Вопрос:
Организация закупает импортное оборудование - платформа подъемная для инвалидов с наклонным перемещением. Подъемник будет ввезен на территорию РФ из Швеции и установлен у заказчика. Монтажные работы будут выполняться силами нашей организации. Облагается ли НДС ввоз на территорию РФ платформы подъемной для инвалидов? Облагается ли НДС продажа нами указанного импортного оборудования заказчику на территории РФ? Облагаются ли НДС работы по монтажу указанного оборудования у заказчика на территории РФ?
<...>
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении ввоза и реализации на территории Российской Федерации платформы подъемной для инвалидов и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 998.Кроме того, согласно пункту 2 статьи 150 Кодекса ввоз указанных товаров также освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, ввоз и реализация на территории Российской Федерации платформы подъемной для инвалидов не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в случае, если данное техническое средство предусмотрено вышеуказанным перечнем.*
Что касается работ по монтажу указанного оборудования, то нормами главы 21 Кодекса освобождение от налогообложения таких работ не предусмотрено. Поэтому данные работы облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.*
6. Письмо УФНС по г. Москве от 21.06.2004 № 24-14/4/41004 «Рекомендации по проведению проверки правомерности предоставления освобождения от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ»
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве во исполнение плана реализации рекомендаций и устранения замечаний комиссии МНС России по результатам комплексной проверки Управления МНС России по г.Москве, утвержденного решением Коллегии Управления МНС России по г.Москве от 19.12.2003, и в целях сокращения трудозатрат при проведении проверки обоснованности применяемого налогоплательщиками освобождения по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации направляет для использования в работе таблицу, содержащую установленные законодательством требования для предоставления вышеуказанного освобождения от налогообложения, а также примерный перечень документов, который должен быть представлен налогоплательщиком или истребован налоговым органом при проведении проверки.*
Обращаем особое внимание на необходимость при проведении налоговой проверки правомерности предоставления освобождения от налогообложения, установленного статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в полной мере использовать право налогового органа, предоставленное статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, по истребованию у налогоплательщика дополнительных документов, подтверждающих его право на вышеуказанное освобождение.
ОПЕРАЦИИ,
не подлежащие налогообложению
(освобождаемые от налогообложения)
Пункт, подпункт операциистатьи 149 НК РФ. Код операции поприложению к приказу МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 с учетом приказа МНС России от 09.02.2004 N БГ-3-03/89 |
Наименование операции |
Перечень Правительства РФ |
Дополнительные сведения и ограничения |
Документы, подтверждающие право на льготу |
Нормативные и разъясняющие документы |
Распро- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3) технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов |
3)постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 998 (с учетом изменений и дополнений) |
3) освобождаются от НДС налогоплательщики- |
3) наличие в счете-фактуре или в накладной, а также в договоре наименования товарной продукции, соответствующей наименованию, указанному впостановлении Правительства РФ от 21.12.2000 N 998* |
<...>
15.05.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.