Безвозмездная передача материалов признается реализацией только для целей налогообложения НДС. В бухгалтерском учете отражение раздачи рекламных материалов отражают без использования счета 62 и счетов учета доходов (90, 91). Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете Вам необходимо отразить следующие операции:
1. Отразите поступление рекламных материалов: Дт 10 Кт 60.
2. Отразите выбытие рекламных материалов (безвозмездная передача частным лицам): Дт 44 Кт10.
3. Выставите счет-фактуру на общую сумму переданных материалов. В счете-фактуре укажите: продавец – Ваша организация, покупатель – частное лицо (физ.лицо), ставка НДС – «Без НДС». Счет-фактуру зарегистрируйте в книге продаж. При выставлении счета-фактуры в данном случае проводки не формируйте.
4. В декларации по налогу на прибыль стоимость переданных материалов отразите в расходах. В связи с тем, что по налогу на прибыль дохода не образуется, а для расчета НДС сформирована налоговая база, между декларациями по данным налогам возникают обоснованные расхождения.
5. В декларации по НДС в разделе 7 в графе 3 по коду операции 1010275 указывается стоимость приобретенных рекламных материалов, если их стоимость не облагается налогом. Например, материалы приобретены у поставщика, применяющего УСН.
В графе 4 указывается сумма входного НДС, предъявленная поставщиком брошюр, которая не подлежит вычету.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Бухучет: реклама размещается самостоятельно
Организация может самостоятельно распространять рекламную продукцию. Приобретенные или изготовленные рекламные материалы, например, канцтовары с логотипом организации, брошюры, каталоги, отразите на счете 10 по фактическим затратам. Аналитический учет ведите отдельно по каждому виду рекламной продукции. Для этого к счету 10 откройте субсчет «Рекламные материалы».
Поступление рекламной продукции отражайте следующим образом:
Дебет 10 субсчет «Рекламные материалы» Кредит 60;
– приняты к учету материалы, предназначенные для раздачи в рекламных целях.
После раздачи материалов отнесите их стоимость на счет 44:
Дебет 44 субсчет «Рекламные расходы» Кредит 10 субсчет «Рекламные материалы»
– списана стоимость рекламных материалов на основании акта об их расходовании.*
При раздаче (например, на выставках, демонстрациях) в рекламных целях товаров, которые изначально предполагалось продавать, их стоимость отразите на счете 41 субсчет «Товары, переданные в рекламных целях». А после раздачи образцов на основании отчета распространителя рекламы спишите стоимость розданных товаров в расходы – в дебет счета 44 субсчет «Рекламные расходы».
Аналогично отражайте в бухучете готовую продукцию, переданную в рекламных целях. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на продажу готовой продукции (работ, услуг).
ОСНО: налог на прибыль
При расчете налога на прибыль затраты на рекламу учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).*
Если организация применяет метод начисления, рекламные расходы признавайте в том периоде, в котором реклама была фактически распространена (п. 1 ст. 271 НК РФ). При использовании кассового метода расходы на рекламу признавайте в том периоде, в котором они оплачены (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Если договор предполагает не разовое распространение рекламных услуг, а в течение некоторого периода, например, года, то рекламные расходы признавайте:
- по мере выхода рекламы в свет на основании отчета распространителя рекламы;
- ежемесячно равными частями в течение периода действия договора, если отчет о размещении рекламы выдается ежемесячно либо публикация круглогодичная.*
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Справочник: Основные расхождения между показателями налоговых деклараций по НДС и по налогу на прибыль
Наименование хозяйственной операции |
Возникновение налоговой базы по НДС |
Отражение в декларации по НДС |
Возникновение дохода по налогу на прибыль |
Отражение в декларации по налогу на прибыль |
Безвозмездная передача товаров (работ, услуг, имущественных прав), за исключением денежных средств |
Возникает в момент передачи товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 1ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) |
Отражается в строках 010, 020 раздела 3 в зависимости от ставки, применяемой к реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) |
Не отражается |
Справочник «Основные расхождения между показателями
налоговых деклараций по НДС и по налогу на прибыль »
3. Статья: Фирма проводит рекламную акцию
Когда не нужно начислять налог
Налоговое законодательство предусматривает льготу при передаче товаров в рекламных целях, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб. Такая норма предусмотрена подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. То есть начислять НДС в этом случае не нужно. Причем, как обращают внимание финансисты, в эту сумму должен входить и предъявленный поставщиком налог ( письмо №03-07-07/17). Учесть его нужно в стоимости товаров* ( подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ, письмо УФНС России пог. Москве от9 февраля 2010г. №16-15/13276). Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от17 апреля 2012г. №А03-11940/2011.
Однако в такой ситуации у фирмы появляются дополнительные обязанности. Дело в том, что, согласно норме пункта 4 статьи 149 Налогового кодекса РФ, при применении льготы нужно вести раздельный учет. Игнорировать это требование можно, только если доля совокупных производственных расходов на операции, не облагаемые налогом, не превышает 5 процентов от их общей величины ( п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). При выполнении этого условия сумму налога, выделенную в счете-фактуре поставщика, можно принять к вычету.*
Отметим, что возможна ситуация, когда фирма приняла налог к вычету по продукции, стоимость которой меньше стоимостного лимита. И только потом решила раздать ее при проведении рекламной акции. Тогда в квартале, в котором принято решение об использовании товаров для передачи во время рекламной акции, его нужно восстановить и учесть в прочих расходах ( подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Н.К. Журавлева,
главный бухгалтер ООО «Энерго Групп»
Журнал «Учет в торговле»
№ 1, январь 2014
4. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по НДС
Пример отражения в разделе 7 декларации по НДС операций, предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (реставрационные работы)
Организация «Альфа» выполняет реставрационные работы на объектах культурного наследия. Лицензия на ведение деятельности по сохранению памятников истории и культуры организацией получена.
17 февраля 2014 года заказчик принял от «Альфы» объем выполненных реставрационных работ стоимостью 800 000 руб. В ходе реставрации «Альфа»:
– израсходовала материалы стоимостью 300 000 руб. (приобретены у организации на упрощенке);
– использовала услуги подрядчика стоимостью 250 000 руб. (в т. ч. НДС – 45 000 руб.);
– использовала транспортные услуги стоимостью 50 000 руб. (в т. ч. НДС – 9000 руб.).
Реставрационные работы на объектах культурного наследия освобождены от НДС (подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ). Такие операции отражаются в разделе 7 декларации по НДС за I квартал 2014 года.
По строке 010 раздела 7 декларации за I квартал 2014 года бухгалтер «Альфы» указал:
- в графе 1 ? код операции 1010246;
- в графе 2 – стоимость выполненных реставрационных работ – 800 000 руб.;
- в графе 3 – стоимость материалов, приобретенных для проведения реставрационных работ, без НДС – 300 000 руб. (письмо Минфина России от 28 января 2011 г. № 03-07-08/27);
- в графе 4 – суммы налога, предъявленные подрядчиком и перевозчиком, – 54 000 руб. (45 000 руб. + 9000 руб.).*
Чтобы подтвердить право на применение льготы, организация представила в налоговую инспекцию:
– справку об отнесении памятника, на котором выполнялись реставрационные работы, к объектам культурного наследия;
– копию договора на выполнение реставрационных работ.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
5. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н: «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»
XII. Порядок заполнения раздела 7
44.3. В графе 2 по строке 010 по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению, и операции, не признаваемой объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, отражаются:- стоимость товаров (работ, услуг), которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса;- стоимость товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии состатьями 147, 148 Кодекса;- стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса с учетом пункта 2 статьи 156 Кодекса.
44.4. В графе 3 по строке 010 по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению налогом, отражается стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, а именно:
- стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению налогом в соответствии со статьей 149 Кодекса;
- стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у налогоплательщиков, применяющих освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога в соответствии со статьей 145 Кодекса;
- стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у лиц, не являющихся налогоплательщиками налога.
44.5. В графе 4 по строке 010 по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению налогом, отражаются суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, которые не подлежат вычету в соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 170 Кодекса.*
6. Ситуация: нужно ли начислять НДС, если организация бесплатно распространяет рекламный журнал (буклет, календарь с логотипом, флаер, листовку и т. д.)
Пример начисления НДС при бесплатном распространении рекламного журнала
ЗАО «Альфа» занимается издательской деятельностью.
В декабре к международной книжной выставке «Альфа» изготовила собственными силами рекламный журнал, содержащий информацию о выпускаемой книжной продукции. Себестоимость одного экземпляра журнала и в бухгалтерском, и в налоговом учете равна 120 руб. Рыночная цена аналогичных изданий составляет 200 руб. за единицу.
Во время выставки было роздано 500 экземпляров журнала. Журналы были розданы посетителям выставки случайным образом (среди неопределенного круга лиц). Для целей бухучета бухгалтер «Альфы» классифицировал такие расходы как рекламные.
Поскольку журнал является рекламным, при его реализации (бесплатной раздаче) бухгалтер начислил НДСпо ставке 18 процентов (подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ). Сумма налога составила 18 000 руб. (200 руб./экз. ? 500 экз. ? 18%).
В бухучете бухгалтер сделал такие проводки:
Дебет 44 Кредит 43
– 60 000 руб. (120 руб./экз. ? 500 экз.) – розданы рекламные журналы во время книжной выставки;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС при бесплатной раздаче журналов.
На стоимость розданных журналов бухгалтер «Альфы» выписал счет-фактуру и зарегистрировал его в книге продаж за IV квартал.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России