Да, учитываются, и понятию штрафов и других санкций, указанных в п.2 ст.270 НК РФ, не соответствуют, в связи с чем организация имеет право принять в расходы данную сумму ущерба на дату вступления в законную силу решения суда о взыскании долга. При этом факты заключения договора со сторонней организацией на выполнение работ перечисления материального ущерба судебным приставам на право признания внереализациооных расходов не влияют.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .
1.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.04.2013 № 03-03-06/4/14917 «Налог на прибыль: штрафные санкции»
Пунктом 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба*.
Одновременно пунктом 2 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются, в частности, расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций*.
Статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами*.
При этом согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями указанные права и обязанности могут приобретать и осуществлять органы местного самоуправления*.
Учитывая, что органы государственной власти, действующие от имени Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, участвуют в гражданских отношениях на равных правах с иными субъектами правоотношений, по мнению Департамента, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение обязательств, предусмотренных договорами, заключенными с органами государственной власти, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных расходов на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Положения пункта 2 статьи 270 НК РФ в данном случае на рассматриваемые расходы не распространяются*.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке*. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 100 ЛК РФ).Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.Согласно пункту 1 данной Методики размер вреда, причиненного лесам, в том числе
лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, представляет собой ущерб и упущенную выгоду.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, суммы, выплаченные организацией в возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства, являются мерой гражданско-правовой ответственности, направленной на возмещение причиненного ущерба и могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных расходов на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ*.
Что касается административных штрафов, взыскиваемых за нарушение лесного законодательства, то они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании пункта 2 статьи 270 НК РФ*».
2.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении получение претензии
Как отразить в бухучете и при налогообложении признанные организацией суммы неустойки (штрафа, пеней и т. п.), см. Как выплатить и отразить в бухучете и при налогообложении санкции за нарушение договора, предъявленные контрагентом. Аналогичным образом отражается и возмещение убытков контрагентов*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Рекомендация: Как выплатить и отразить в бухучете и при налогообложении санкции, предъявленные организации
При методе начисления дату признания расходов в виде неустоек и процентов за просрочку определите как дату признания долга либо вступления в законную силу решения суда о взыскании долга (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, письма ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121, Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03–03–01–04/1/189)*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
23.04.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.