ответ на поставленный вопрос зависит от того, каким образом установлен тариф на поставку и транспортировку теплоэнергии. Так, если тарифы устанавливаются с учетом НДС, то увеличение тарифа на сумму НДС при продаже управляющей компании является неправмерным. Если тариф установлен без учета суммы НДС, то при передаче теплоэнергии управляющей компании дополнительно к цене (тарифу) предъявляется сумма НДС. Такие выводы следуют из Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 72.
При этом управляющие организации на упрощенке реализуют услуги населению по тарифам, утвержденным местными властями (с учетом включенного в стоимость тарифа НДС). На сегодняшний день именно такой позиции придерживаются контролирующие органы по данному вопросу (причем позиция доведена до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 25 октября 2013 г. № ЕД-4-3/19226). При этом необходимо отметить, что согласно более ранним разъяснениям контролирующих органов из тарифа следовало исключить НДС (см. ниже Письмо Минфина России от 07.05.2010 № 03-11-06/2/72).
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
1. Ситуация: Когда организации на упрощенке должны платить НДС
Организации, применяющие упрощенку, должны платить НДС:
- при импорте товаров (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
- если покупателю выставлен счет-фактура с выделенной суммой НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ);
- если организация ведет общие дела в простых товариществах, является доверительным управляющим или концессионером (п. 2 ст. 346.11, ст. 174.1 НК РФ).*
Кроме того, организации, применяющие упрощенку, должны исполнять обязанности налоговых агентов по удержанию и уплате НДС (ст. 161 НК РФ).
По остальным операциям организации на упрощенке освобождены от уплаты НДС. Поэтому счета-фактуры им оформлять не нужно (исключения из этого правила установлены для посреднических операций).
Из рекомендации «Какие операции освобождены от НДС»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Справочник: Состав информации, которую обязаны раскрывать управляющие организации в сфере ЖКХ
Вид информации* |
Конкретизация показателей к виду информации |
Откуда брать информацию |
<...>
|
а) перечень закупаемых у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов (с указанием поставщиков, объема закупаемых ресурсов и закупочных цен на них); б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы (с указанием реквизитов нормативных правовых актов, которыми установлены такие тарифы (цены))***;* в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей; г) величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) |
Договоры с ресурсоснабжающими организациями, нормативные правовые акты |
* См. пункты 3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.
** Сведения размещайте в виде копий указанных документов, скрепленных печатью и заверенных руководителем организации (п. 9.2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731).
*** Сведения о тарифах (ценах) приводите по состоянию на день раскрытия информации и обновляйте в сроки, установленные пунктом 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 (подп. «б» п. 14Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731).
3. Ситуация: Как управляющей компании отразить при налогообложении ремонт дома. Организация применяет упрощенку
<...>
Если управляющая компания на упрощенке реализует населению работы (услуги) по тарифам, которые утверждены местными властями, то включенный в тариф НДС платить в бюджет она не должна (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).* НДС, предъявленный подрядчиками, учитывайте в стоимости реализуемых работ (услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 10 апреля 2013 г. № 03-07-14/11871 и от 1 октября 2013 г. № 03-07-15/40685 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 25 октября 2013 г. № ЕД-4-3/19226, размещенным на официальном сайте ведомства в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами»).*
Олег Хороший,
советник налоговой службы РФ III ранга
4. Письмо Минфина России от 07.05.2010 № 03-11-06/2/72 «Об уплате налога на добавленную стоимость организацией, перешедшей на упрощенную систему налогообложения»
Вопрос:
ООО просит дать ответ по следующему вопросу.
Наша организация, применяющая с 01.01.2010 упрощенную систему налогообложения, выступает в роли исполнителя, предоставляет услуги местной телефонной связи потребителям по установленным ФСТ России коэффициентам, где указаны предельные максимальные тарифы за услуги связи с НДС и без НДС.
Согласно тарифам мы выставляем покупателям счета за услуги связи, применяя тариф с учетом НДС, но в счетах НДС отдельной строкой не указываем, так как являемся плательщиками УСНО. Всю сумму счета включаем в налогооблагаемую базу УСНО.
К нам обратился наш покупатель услуг связи с отказом об их оплате, мотивируя тем, что в договоре цена за услуги связи указана с НДС и без НДС и требованием об уменьшении суммы счета, исключая из цены в тарифе НДС, т.е. требуя уменьшить сумму счета на 18%.
Просим вас дать разъяснения по возникшему вопросу о том, какую цену нужно применять в счете.
Считаем, что уменьшение суммы счета на 18% (т.е. на сумму НДС) ведет к занижению налогооблагаемой базы по УСНО.
<...>
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость организацией, перешедшей на упрощенную систему налогообложения сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 346_11 главы 26_2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации(далее - Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со статьей 174_1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Кроме того, на основании пункта 5 статьи 346_11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В связи с этим такие организации признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость в случаях, предусмотренных статьей 161 Кодекса. В иных случаях организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, после перехода организации на упрощенную систему налогообложения организация не должна реализовывать товары (работы, услуги) с учетом налога на добавленную стоимость.
Пунктом 13 статьи 40 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются указанные цены (тарифы).
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Так, на основании приложения N 1 к приказу ФСТ России от 23 ноября 2007 года N 364-с/9 предельные максимальные тарифы на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ООО на территории Нижегородской области, установлены для абонентов - юридических лиц и граждан, использующих услуги телефонной связи для нужд иных, чем личные, семейные, домашние и другие, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, без учета налога на добавленную стоимость, а для абонентов - граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с учетом налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, налогоплательщики, перешедшие с 1 января 2010 года на упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, при предоставлении услуг местной телефонной связи по государственным регулируемым тарифам, предельный максимальный размер которых установлен вышеуказанным приказом ФСТ России, по нашему мнению, определяют данные тарифы без включения в них налога на добавленную стоимость.*
По вопросу применения установленных тарифов рекомендуем обратиться в ФСТ России.
5. Письмо Минфина России от 01.10.2013 № 03-07-15/40685 «О применении управляющей компанией, перешедшей на УСН, размеров платы за содержание и ремонт общедомового имущества, установленных с учетом НДС уполномоченными органами местного самоуправления»
<...>
В связи с письмом о доведении до сведения налоговых органов и налогоплательщиков разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения управляющей компанией, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, размеров платы за содержание и ремонт общедомового имущества, установленных с учетом налога на добавленную стоимость уполномоченными органами местного самоуправления, сообщаем.
Согласно пункту 2 статьи 346_11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174_1 Кодекса.
В связи с этим при реализации населению услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества по тарифам, единым для всех управляющих компаний, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, утвержденным органом местного самоуправления с учетом налога на добавленную стоимость, управляющая компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, налог на добавленную стоимость уплачивать в бюджет не должна. При этом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные управляющей компании поставщиками товаров (работ, услуг), включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг).*
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы»
<...>
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
1. Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
2. Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
3. Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.* В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
4. Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.*
Исполнитель коммунальных услуг, уплативший ресурсоснабжающей организации сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
24.09.2014г.
С уважением,
Ксения Рупасова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».