Имеете, если между физическим лицом и Вашей организацией заключен посреднический договор, либо если между коммунальной службой Вашей организацией заключен договор напрямую. При этом НДФЛ необходимо удерживать в том случае, если размер коммунальных услуг не зависит от их фактического потребления (например, плата за отопление), признается доходом гражданина, полученным в натуральной форме (п. 2 ст. 211 НК РФ). Если же размер потребляемых услуг зависит от объема потребленного коммунального ресурса (например, вода, электроэнергия), то НДФЛ удерживать не нужно. Если оплата уже произошла, при этом ни посреднического договора, ни договора поставки напрямую Вы не заключали, то такие расходы Вы учесть не сможете, а также входной НДС принять к вычету.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество
Ситуация: может ли арендатор заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг
Да, может.
Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).*
Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента». Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (ст. 1011 ГК РФ). Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ).
Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст. 545, 548 ГК РФ).*
Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России)).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
12.51757 (6,8,9)
Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)
Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.*
В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это в свою очередь позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ.
Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 иСеверо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.
В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАСПоволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.
По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ).
Так, к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.
Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу.
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2.Ситуация: Нужно ли удержать НДФЛ с сумм возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов. Организация арендует помещение у гражданина
НДФЛ не удерживайте только с сумм возмещения тех расходов, размер которых зависит от объема потребленного коммунального ресурса (например, вода, электроэнергия).
С доходов гражданина, полученных по договору аренды, организация-арендатор обязана удержать НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 226 НК РФ). Помимо арендной платы, арендатор может возмещать арендодателю коммунальные и эксплуатационные расходы (ст. 616 ГК РФ).
Порядок удержания НДФЛ зависит от вида возмещаемых расходов.
Возмещение стоимости расходов, размер которых зависит от фактического потребления (например, плата за электроэнергию), доходом арендодателя не признается. Это связано с тем, что такие коммунальные услуги потребляются арендатором для собственных нужд. Следовательно, никакой экономической выгоды арендодатель (гражданин) не получает (ст. 41 НК РФ). Поэтому удерживать НДФЛ с сумм возмещения таких расходов не нужно.
Стоимость коммунальных и эксплуатационных расходов, размер которых не зависит от их фактического потребления (например, плата за отопление), признается доходом гражданина, полученным в натуральной форме (п. 2 ст. 211 НК РФ). Это связано с тем, что такие затраты носят постоянный характер и не зависят от того, сдает гражданин помещение в аренду или нет. Следовательно, с суммы возмещения таких расходов нужно удержать НДФЛ*.
Такого мнения придерживается Минфин России в письмах от 3 мая 2012 г. № 03-04-05/3-587 и от 5 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/191. Эту точку зрения подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 августа 2008 г. № Ф04-4639/2008(10778-А81-40)).
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
08.09.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.