Строительная организация, которая является малым предприятием с численностью работников до 15 человек (включительно), может применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья: Малый бизнес получил право на упрощенный учет
Простая система бухгалтерского учета
Микропредприятия (имеющие численность до 15 человек и выручку не более 60 000 000 руб. в год) в 2013 году получили право ведения бухчета без применения двойной записи – по простой системе.? Изменения внесены приказом Минфина России от 18 декабря 2012 г. № 164н.
Технологию такого учета можно найти в разделе 3.5 Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», протокол от 25 апреля 2013 г. № 4/13 (далее – Рекомендации ИПБ).
Учет предлагается вести в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни (далее – Книга) без применения счетов. Механизм следующий: суммы хозопераций сразу разносятся по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В итоге Книга является регистром бухгалтерского учета. Если отражать в ней все операции, другие регистры вести не потребуется.
Однако примеры заполнения Книги), приведенные в Рекомендациях ИПБ, демонстрируют двойную запись. А простая система подразумевает однократную запись операции. Как, по мнению автора, при таком подходе можно вести Книгу), покажем на примере.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
ПРИМЕР 1
Подрядная организация соответствует критериям микропредприятия. В учетной политике она утвердила применение простой системы бухучета и форму Книги (для его ведения), разработанную самостоятельно. Графами Книги являются статьи упрощенных форм бухгалтерской отчетности – баланса и отчета о финрезультатах (согласно приложению № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Учет ведется по методу начисления. Фрагмент Книги), отражающий операции приемки результата работ от субподрядчика, передачи его заказчику и выявления финансового результата (расчеты по НДС опущены – фирма использует освобождение от НДС), приведен ниже. Разумеется, учет ведется в рублях, но для примера суммы указаны в единицах измерения «тыс. руб.».
Остатки на конец отчетного периода сразу позволят бухгалтеру заполнить формы баланса и отчета о финансовых результатах.
Как видно из примера 1, отличие между учетом посредством двойной записи и учетом по простой системе в подходе к классификации фактов хозяйственной жизни.
В первом случае их группируют попарно – в целях отражения одной и той же суммы одновременно на двух счетах.
Во втором случае такая задача не ставится. Правда, при этом увеличивается количество записей (по сути удваивается). Однако именно второй подход принят в МСФО.
Отметим и такое допустимое упрощение. В Рекомендациях ИПБ (п. 46) предложено начислять амортизацию не помесячно, а сразу за календарный год (если не требуется составлять промежуточную отчетность).
Кассовый метод
Еще один способ бухучета, который позиционируется как упрощенный, – это кассовый метод признания доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99), п. 18 ПБУ 10/99).
Однако он всего лишь провозглашен, официальных разъяснений за полтора десятка лет так и не появилось. Основная трудность заключается в несовместимости этого метода с двойной записью. Между тем в простой системе подобных проблем не возникает.
Для применения кассового метода важно осознать, что в ПБУ 10/99бессистемно смешаны понятия затрат, которые порождают активы, и расходов, которые признаются в отчете о финансовых результатах. В то же время активы и расходы – это разные объекты бухгалтерского учета (ст. 5 закона № 402-ФЗ).
Активы формируются вне связи с оплатой, исключительно методом начисления. Кассовый метод распространяется лишь на отчет о финансовых результатах.
Такое совмещение стилей неминуемо повлечет рассогласование показателя чистой прибыли в отчете о финансовых результатах и величины приращения собственного капитала в балансе.
Поэтому размер капитала придется определять по данным баланса как разность между активами и обязательствами
Как вести учет по кассовому методу, иллюстрирует очередной пример.
ПРИМЕР 2
Будем опираться на перечень операций, представленный в примере 1. Но предположим, что строительная компания приняла решение вести бухучет кассовым методом. В этом случае Книга приобретет иной вид. Образец ее заполнения:
Обратите внимание: распределению между собственниками компании подлежит именно чистая прибыль. Она зафиксирована в отчете о финансовых результатах. При кассовом методе этот показатель связь с балансом утрачивает. Однако при выплате дивидендов должны соблюдаться требования к стоимости чистых активов, которая исчисляется в обычном порядке – по данным баланса.
План счетов – это не догма
Бухгалтеры нередко расходятся во мнениях о том, на каком счете учитывать те или иные объекты (операции). Но зачастую споры не имеют под собой правовых оснований. Дело в том, что План счетов бухгалтерского учета… и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) не являются нормативными актами, поскольку в Минюсте России они не зарегистрированы.
Остановимся на затруднениях с выбором счета, специфичных для строительства.
На каком счете учитывать затраты на возведение объекта
При долевом строительстве застройщику необходимо вести раздельный учет затрат (из средств дольщиков и затрат, финансируемых из собственных средств застройщика). Для этого обычно используют два счета – соответственно 08 «Вложения во внеоборотные активы» и 20 «Основное производство». ?Против применения первого из них некоторые специалисты возражают.
Однако принципиальное значение имеет не номер счета, а статья в балансе, по которой отражен его остаток. Так вот данные по счету 08 следует включить в строку «Финансовые и другие оборотные активы». Ведь речь идет об активах, оборачиваемых в пределах одного операционного цикла. Продолжительность цикла роли не играет (п. 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н).
Применим ли при долевом строительстве счет 86?
Еще один часто задаваемый вопрос: вправе ли застройщик вести учет средств дольщиков на счете 86 «Целевое финансирование» ? Нормативными документами это не запрещено, а ссылки на Инструкцию по применению Плана счетов… неправомерны (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763). Применение счета 86 удобно, если дольщикам предоставлена рассрочка платежа. Тогда записью «дебет 76 кредит 86» отражают цену договора и ожидаемый объем финансирования от дольщика. По мере поступления оплаты дебиторскую задолженность по счету 76 списывают. Опять же принципиальную роль играет лишь то, по какой статье пассива баланса отражены данные по счету 86 в этом случае. Их нужно показать в строке«Другие краткосрочные обязательства».
Как учитывать временные здания
По окончании договора временные объекты – здания и сооружения ликвидируются. Они предназначены для использования в течение обычного операционного цикла. Поэтому оснований для признания основных средств не имеется (подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01).
По мнению автора, такие объекты целесообразно учитывать на счете 97«Расходы будущих периодов» – это прямо позволяет ПБУ 2/2008 (п. 16).
Правила данного стандарта малые предприятия, если они его не применяют, могут использовать по аналогии (п. 7 ПБУ 1/2008).
Списывать стоимость подобных активов можно по мере предъявления заказчику выполненных работ.
ПРИМЕР 3
Цена договора подряда – 1 000 000 руб. На отчетную дату подрядчик предъявил заказчику к оплате выполненные работы на сумму 700 000 руб. (по форме № КС-3). При оборудовании стройплощадки затраты на временные здания и сооружения составили 100 000 руб.
На отчетную дату со счета 97 на счет 20 списано 70 000 руб. (100 000 ? 700 000 : 1 000 000).
Важно запомнить
Строительные компании – субъекты малого предпринимательства вправе применять не только упрощенные формы отчетности, но и упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.?
2. Статья: Малый бизнес может вести учет в упрощенном порядке
В Закон о бухучете внесены изменения: субъектам малого предпринимательства предоставлена возможность вести учет в упрощенном виде (Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 292-ФЗ).
Кого коснутся изменения
Субъекты малого предпринимательства (независимо от режима налогообложения) могут применять упрощенную систему ведения бухгалтерского учета. Такие изменения предусмотрены Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 292-ФЗ (далее – Закон № 292-ФЗ). Аналогичную возможность получили некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год не превысили 3 млн. руб.
Но по-прежнему не могут применять упрощенные способы ведения бухучета коллегии адвокатов, юридические консультации, нотариальные палаты, микрофинансовые организации, госкорпорации и госкомпании и др.
Законодатели также ввели дополнительные основания для освобождения индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, от ведения бухучета. Теперь, если предприниматель ведет налоговый учет физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, он может отказаться от бухгалтерского учета. Получается, что предпринимателям, применяющим «вмененку», разрешили обходиться без бухучета на основании прямого указания Закона № 292-ФЗ. Раньше основаниями для этого были разъяснения Минфина России (письма от 17 августа 2012 г. № 03-11-11/249, от 17 июля 2012 г. № 03-11-10/29).
Что такое малое предприятие
Предприятие считается малым, если соответствует следующим критериям? (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ):
- суммарная доля участия в уставном капитале организации муниципальных образований, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов, иностранных предприятий не превышает 25 процентов;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не больше 100 человек?;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий год не превышают 400 млн. руб.
Предельные значения выручки от реализации и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет.
Это делается на основании данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью малых и средних предприятий.
Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в том случае, если предельные значения критериев нарушаются в течение двух календарных лет, которые следуют один за другим.
Что дает упрощенный учет
Какие льготы законодательство о бухгалтерском учете сегодня предоставляет малым предприятиям? Такие компании имеют полное право игнорировать требования некоторых положений по бухгалтерскому учету?:
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»?;
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».
Кроме того, субъекты малого предпринимательства для целей бухгалтерского учета могут:
- не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов;
- не отражать обесценение нематериальных активов.
Упрощают учет у малых предприятий и некоторые нормы положений по бухгалтерскому учету.
Например:
- все затраты по займам могут признаваться в составе прочих расходов, а не включаться в стоимость активов (п. 7 ПБУ 15/2008). При этом неважно, на покупку инвестиционного актива получены заемные средства или нет;
- в бухгалтерской отчетности можно отражать последствия изменения учетной политики перспективно, если иное не установлено законодательством РФ (п. 15.1 ПБУ 1/2008);
- существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, разрешается исправлять без ретроспективного пересчета. В свою очередь прибыль или убыток, которые возникли в результате исправления этой ошибки, отражают как прочие доходы или расходы текущего отчетного периода (абз. 6 п. 9, п. 14 ПБУ 22/2010).
Также малое предприятие может принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Перечисленные возможности нужно закрепить в учетной политике предприятия.
Журнал «Учет в производстве», № 12, декабрь 2013
04.09.2014 г.
С уважением,
Ульяна Семенова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».