Расходы на разработку паспортов опасности отходов являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Расходы на разработку паспортов опасных отходов уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
В учете отразите проводки:
Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 60 – списаны расходы на разработку паспортов опасности отходов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: Как учесть при расчете налога на прибыль затраты на оплату услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Затраты на оплату услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включите в состав прочих расходов (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Организации, применяющие метод начисления, должны списывать данные расходы равномерно в течение срока действия данных нормативов. Это следует из положений подпункта 3 пункта 7 и пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/526. В данном письме рассмотрен порядок налогового учета расходов на оплату услуг по разработке проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу. Тем не менее выводами, которые в нем содержатся, можно руководствоваться и при разработке проекта нормативов образования отходов: в обоих случаях понесенные организацией затраты имеют одну и ту же экономическую природу.*
По общему правилу нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (п. 11 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Если до истечения пятилетнего срока технологические характеристики производства меняются, то утвержденные нормативы могут быть пересмотрены или аннулированы. Из-за этого у организации может возникнуть необходимость в разработке нового проекта нормативов, в том числе с привлечением сторонней организации. По мнению Минфина России, в таком случае при расчете налога на прибыль можно единовременно учесть разницу между суммой расходов на разработку старых проектов нормативов и фактически списанной суммой затрат (письмо от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Пример отражения в налоговом учете расходов на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До истечения пятилетнего срока действия нормативов у организации изменились условия производства
В 2012 году ЗАО «Альфа» были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия до 31 декабря 2016 года. Разработку проекта осуществляла специализированная организация. Сумма расходов на разработку составила 100 000 руб. (без учета НДС). В течение 2012–2013 годов при расчете налога на прибыль «Альфа» учла в составе расходов 40 000 руб. (100 000 руб. : 5 лет ? 2 года).
В 2014 году характеристики производственного процесса «Альфы» изменились и организация была вынуждена заказать разработку нового проекта нормативов образования расходов и лимитов на их размещение. Срок действия новых нормативов – до 31 декабря 2018 года. Стоимость проекта составила 120 000 руб. (без учета НДС). В 2014 году «Альфа» единовременно отнесла на расходы разницу между стоимостью старого проекта нормативов и суммой расходов, фактически учтенных при расчете налога на прибыль за 2012–2013 годы. Кроме того, бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов 1/5 от стоимости нового проекта нормативов.
Общая сумма расходов, связанных с разработкой проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в 2014 году составила:
(100 000 руб. – 40 000 руб.) + 120 000 руб. : 5 лет = 84 000 руб.
Для отдельных категорий организаций установлены особые сроки действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В частности, для организаций, которые размещают отходы I–IV классов, нормативы и лимиты утверждаются на срок действия лицензии на ведение деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению таких отходов (п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). А для организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, нормативы пересматриваются и утверждаются ежегодно (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50).
При списании расходов на разработку проектов нормативов такие организации должны придерживаться общего правила: затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль равномерно в течение срока, на который нормативы были утверждены.
Это следует из писем Минфина России от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105, от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/127, от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/2/133. Несмотря на то что эти письма были выпущены в период действия постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461, ими можно руководствоваться в настоящее время.
При кассовом методе стоимость услуг сторонней организации по разработке проекта нормативов распределять не нужно. Данные затраты можно учесть в налоговой базе сразу после оказания и оплаты (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды»
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Письмо Минфина России от 21 августа 2007 года N 03-11-05/193: Об учете в целях налогообложения расходов при применении упрощенной системы налогообложения
Вопрос:
Прошу вас разъяснить в письменном виде: вправе ли налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учесть следующие виды расходов:
1) расходы, производимые с целью получения экологических паспортов, наличие которых в обязательном порядке требуют органы Ростехнадзора от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, как то:
- оплата специализированным фирмам за выполненные работы по разработке и согласованию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- оплата специализированным фирмам за выполненные работы по разработке паспортов опасных отходов;*
- расходы на проведение государственной экологической экспертизы материалов обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
- расходы на услуги сторонних организаций по приему, размещению, хранению, захоронению и уничтожению экологически опасных отходов;
- расходы по профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, и т.п. расходы;
2) сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду производимыми в соответствии с расчетами, представляемыми в органы Ростехнадзора.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам учета в целях налогообложения расходов при применении упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346_16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346_16 Кодекса налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Согласно пункту 2 статьи 346_16 Кодекса материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 Кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса в состав материальных расходов включаются затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Таким образом, обоснованные и документально подтвержденные расходы индивидуального предпринимателя на оплату услуг сторонних организаций, выполняющих работы по разработке и согласованию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также по разработке паспортов опасных отходов, уменьшают налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.*
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 254 Кодекса материальными расходами являются расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
В этой связи обоснованные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика на оплату услуг сторонних организаций по приему, размещению, хранению, захоронению и уничтожению экологически опасных отходов учитываются в целях налогообложения. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах установленных нормативов.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 346_16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.
Следовательно, обоснованные и документально подтвержденные расходы индивидуального предпринимателя на проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, учитываются при определении налоговой базы.
Учитывая положения подпункта 33 пункта 1 статьи 346_16 Кодекса, налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на обоснованные и документально подтвержденные расходы по оплате профессиональной переподготовки лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, при условии соблюдения требований, установленных пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса.
27.08.2014 г.
С уважением,
Татьяна Гнедышева, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».