Для малых предприятий есть ряд преимуществ перед остальными субъектами предпринимательства в отношении ведения бухучета, составления бухгалтерской отчетности.
Малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам.
Организация, ведущая учет упрощенным способом, вправе выбрать: полную форму (бухучет ведется посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов);
сокращенную форму (бухучет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов). Малое предприятие может сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с общим Планом счетов.
Учетную политику малого предприятия надо составить и утвердить по общим правилам. При этом, малые предприятия в отличие от остальных, вправе также выбрать: метод признания в бухучете доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;порядок признания расходов по займам в соответствии с ПБУ 15/2008; порядок исправления существенных ошибок в бухучете в соответствии с ПБУ 22/2010; порядок отражения в отчетности последствий изменившейся учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008. Для целей бухучета малое предприятие вправе:
не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов (п. 15 ПБУ 6/01 и п. 17 ПБУ 14/07);не отражать обесценение нематериальных активов (п. 22 ПБУ 14/07); не отражать обесценение финансовых вложений, если рассчитать его трудно (п. 6 ПБУ 1/2008).
ПБУ 18/02 малые предприятия могут не применять.
На предприятия среднего бизнеса ведение бухучета, представление бухгалтерской и финансовой отчетности упрощенный порядок не распространяется. Необходимо применять ПБУ 18/02.
Отчетность во внебюджетные фонды для всех субъектов предпринимательства (малый бизнес, средний бизнес) одинаковая, различий нет. Как составить и сдать расчет взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР) см. по ссылке http://www.1gl.ru/#/document/111/13293/bssphr2/.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форма-4 ФСС) см. по ссылке http://www.1gl.ru/#/document/111/13275/bssphr21/.
Порядок представления статистической отчетности субъектами малого и среднего бизнеса имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Состав статистических форм различается в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: По каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.*
Начиная с отчетности за девять месяцев 2012 года малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.* Об этом сказано в пункте 1 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается в письме Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).
О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:
- Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
- Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.
Вместе с тем, малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей (без детализации по статьям), в том числе те показатели, которые предложены в новых бланках (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н).
Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация: Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства
Организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, обязаны вести бухучет. При этом малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам. *
К упрощенным способам бухучета, в частности, относятся:
- сокращенный план счетов;
- упрощенный порядок признания доходов и расходов;
- упрощенный учет процентов по кредитам и займам;
- упрощенный порядок исправления ошибок и переоценки активов.
Организация, ведущая учет упрощенным способом, вправе выбрать:
- полную форму (бухучет ведется посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов);
- сокращенную форму (бухучет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов).
Кроме того, микропредприятия вправе вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи.
Такой порядок установлен положениями статьи 2 и частей 1, 3 и 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается пунктом 8 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.
Организация бухучета
Организовать ведение бухучета в малой организации надо по общим правилам. То есть организация ведения бухучета возлагается на руководителя субъекта малого предпринимательства.* При этом руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо. Кроме того, руководитель вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией или может принять ведение бухучета на себя. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункте 3 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.
Полная форма ведения бухучета
При такой форме ведения бухучета для регистрации фактов хозяйственной жизни используйте специальные ведомости. Перечень таких ведомостей утвердите в учетной политике. Например, малое предприятие может использовать:
- ведомость учета основных средств и амортизации – форма № 1МП;
- ведомость учета материально-производственных запасов – форма № 2МП;
- ведомость учета затрат на производство – форма № 3МП;
- ведомость учета денежных средств – форма № 4МП;
- ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № 5МП;
- ведомость учета продаж – форма № 6МП;
- ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № 7МП;
- ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда – форма № 8МП;
- сводная ведомость (шахматная) – форма № 9МП.
Порядок заполнения ведомостей приведен в пунктах 30–39 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.
Сокращенная форма ведения бухучета
При сокращенной форме ведения бухучета все факты хозяйственной жизни регистрируйте методом двойной записи в специальном журнале,* например по форме К-1МП. Наряду с данным журналом рекомендуется применять ведомость учета расчетов по оплате труда по форме № 8МП.
Если указанных форм недостаточно для обеспечения полноты информации, рекомендуется применять отдельные ведомости, используемые при полной форме ведения бухучета.
План счетов
Малое предприятие может сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с общим Планом счетов.*
Учетная политика
Учетную политику малого предприятия надо составить и утвердить по общим правилам. В ней закрепить выбранные способы ведения бухучета.*
При этом малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) в отличие от остальных вправе также выбрать:
- метод признания в бухучете доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;
- порядок признания расходов по займам в соответствии с ПБУ 15/2008;
- порядок исправления существенных ошибок в бухучете в соответствии с ПБУ 22/2010;
- порядок отражения в отчетности последствий изменившейся учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008;
Об этом сказано в пунктах 1, 2, 5, 6 и 8 изменений, утвержденных приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н.*
Исправление ошибок учета
Исправлять ошибки в учете малых предприятий проще, чем в остальных организациях.* Так, по общему правилу существенные ошибки, найденные после утверждения годовой отчетности, исправляют в текущем периоде с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010). А в текущей отчетности приходится пересчитывать сопоставимые показатели прошлых периодов, то есть использовать так называемый ретроспективный метод (подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010).
Однако малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе исправлять даже существенные ошибки прошлого года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности, иначе. А именно в текущем периоде с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» и, что важно, без ретроспективного пересчета (абз. 4 подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010, п. 22 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13). То есть действовать по аналогии с правилами, предусмотренными для исправления несущественных ошибок.
Переоценка ОС и НМА
Для целей бухучета малое предприятие вправе:
- не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов (п. 15 ПБУ 6/01 и п. 17 ПБУ 14/07);
- не отражать обесценение нематериальных активов (п. 22 ПБУ 14/07);
- не отражать обесценение финансовых вложений, если рассчитать его трудно (п. 6 ПБУ 1/2008).*
Аналогичные разъяснения есть в пунктах 7–10 информационного сообщения Минфина России № ПЗ-3/2012.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Книга: Налоговый отчет 2014
Применение ПБУ 18/02
В бухгалтерском учете организации должны отражать разницы, возникающие из-за расхождения между бухгалтерской прибылью и прибылью, исчисленной в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.
Обязанность формировать эти показатели установлена ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденным приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (в редакции приказа Минфина России от 24.12.2010 № 186н).
ПБУ 18/02 могут не применять организации, которые являются субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями), а также некоммерческие организации.*
4.Рекомендация: Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат
Кто сдает статотчетность
Общий порядок организации статистического учета, проведения федеральных статистических наблюдений, а также предоставления статистической отчетности на территории России установлен Законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ. В соответствии с этим законом статотчетность в территориальные подразделения Росстата обязаны представлять следующие категории респондентов:
- российские организации;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- обособленные подразделения российских организаций. То есть любые территориально обособленные подразделения, где созданы стационарные рабочие места, независимо от полномочий подразделения и от того, отражено его создание в учредительных документах или нет (приказ Росстата от 1 апреля 2014 г. № 224);
- филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных организаций;
- предприниматели.
Такой порядок следует из положений части 2 статьи 6 и статьи 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.
Сплошное и выборочное наблюдение
Статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным.
В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы. Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД 50.10.
Если же проводится выборочное наблюдение, сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.
Это следует из положений части 1 статьи 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.
Ситуация: как узнать, включена ли организация (предприниматель) в перечень респондентов, подлежащих выборочному статистическому наблюдению
Информацию о включении в перечень выборочного статистического наблюдения, а также формы статотчетности и указания по их заполнению до организаций и предпринимателей должны доводить территориальные подразделения Росстата. Это следует из пункта 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.*
Однако порядок доведения такой информации до респондентов статистического учета законодательно не урегулирован. На практике территориальные подразделения Росстата решают этот вопрос по-разному. Некоторые из них публикуют на своих сайтах списки организаций и предпринимателей, включенных в выборку для составления определенных форм статотчетности (см., например, официальные сайты Петростата и Ростовстата). Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru.
Многие подразделения Росстата для доведения до респондентов нужной информации используют адресные почтовые рассылки.
Если по каким-либо причинам организация или предприниматель не знают, включены ли они в перечень выборочного статистического наблюдения, для получения нужной информации необходимо обратиться в территориальное подразделение Росстата.
В коммерческих организациях
Статотчетность малых предприятий
Порядок представления статистической отчетности субъектами малого и среднего бизнеса имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).
Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).*
Выборочные статистические наблюдения проводятся:
- ежемесячно и (или) ежеквартально – в отношении малых и средних предприятий;
- ежегодно в отношении микропредприятий.
Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.
Такой порядок следует из положений части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.
Формы статотчетности
В коммерческих организациях
Организации (предприниматели) представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Состав форм может различаться в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д. Перечень наиболее распространенных форм статотчетности, действующих в настоящее время, представлен в таблицах:
- Общие сведения о деятельности организации;
- Сведения о деятельности предпринимателя;
- Сведения об экономической активности населения, оплате и условиях труда сотрудников;
- Сведения о строительстве;
- Сведения о торговле и общественном питании.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
05.08.2014 г.
С уважением,
Ольга Ханина, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».